СУДЬБА МАШЗАВОДА, или ОПЕРАЦИЯ «Ы» ПО-ВИЧУГСКИ

В очень далёком 1963 году скромный 16-летний паренёк Слава Ступин был принят учеником слесаря в ремонтно-механический цех Вичугского машиностроительного завода. В то время предприятие быстро и успешно развивалось, здесь работало больше 2500 человек, а продукция завода была известна не только по всему Советскому Союзу, но и за границей.

Спустя 16 лет, в сентябре 1979 года секретарь парткома машзавода Вячеслав Григорьевич Ступин был избран председателем Вичугского горисполкома. Без преувеличения, завод стал той стартовой площадкой или, если угодно, трамплином для всей его дальнейшей карьеры.

Прошло ещё почти четверть века… В 2003 году на разрушенный в течение 90-х годов и подвергшийся процедуре банкротства машзавод пришёл так называемый инвестор (проще говоря, покупатель) – московский олигарх М. Балакин. Михаил Дмитриевич – хозяин огромной производственно-строительной империи СУ-155, завладевшей тогда только в Ивановской области, кроме вичугского завода, такими крупными предприятиями как кохомская «Строммашина» и Ивановский домостроительный комбинат.

Уже, будучи главой администрации Вичуги, В. Ступин приложил немало сил для того, чтобы завод вошёл в СУ-155, и в последующие годы регулярно бывал на предприятии, встречался с Балакиным и приглашал сюда всевозможных гостей – от губернаторов до сенаторов. И каждый такой визит использовался как информационный повод, чтобы лишний раз напомнить вичужанам о своей роли в «возрождении предприятия».

И действительно, с помощью «сушных» денег машзавод постепенно «встал с колен», и до 2008 года, пока всех не накрыла первая волна кризиса, развивался довольно успешно. Но затем начались проблемы – долги по налогам, в том числе и в городской бюджет, по платежам в пенсионный фонд, хроническая задолженность за электроэнергию, газ, а затем – и долги по зарплате.

В этих условиях Вячеслав Григорьевич продолжал свою пиар-кампанию, несколько сметив акценты в сторону тренда «совместно преодолеваемых администрацией и руководством завода временных трудностей». Одновременно с этим, насколько возможно, смягчался административный пресс в отношении машзавода перед требующими от него денег налоговой инспекцией, пенсионным фондом, газовиками, энергетиками и т.п.

Между тем, ситуация неуклонно ухудшалась. За период с ноября 2014 года по сентябрь 2015-го с машиностроительного завода был выставлен за ворота практически весь трудовой коллектив – почти 1000 человек, и предприятие фактически остановилось. А 28 сентября 2015 года ООО «Машиностроительный завод» был официально объявлен банкротом.

При этом до последнего времени не то чтобы скрывался, но, скажем так, не афишировался тот факт, что предприятие, принадлежащее Балакину, обанкротил… сам Балакин (ООО «Машиностроительный завод» выступает в Ивановском арбитражном суде в двух лицах – и как кредитор, и как должник).

Дальнейшая история такова. 18 ноября 2015 года полномочия В. Ступина как исполняющего обязанности главы городского округа Вичуга истекли, а уже 4 декабря на территории машзавода (ул. Литейная,1) было зарегистрировано новое предприятие – ООО «Вичугская промышленная компания». Основным видом его деятельности заявлено «производство строительных металлических изделий».

Соучредителем новой «ОООшки» на руинах обанкроченного машзавода выступил… всё тот же Вячеслав Григорьевич Ступин.

4 ноября, ещё будучи и.о. главы города, выступая на митинге, посвящённом дню так называемого «народного единства», Ступин заявил, что накануне встречался с Балакиным, который сообщил, что «окончательное решение по дальнейшей работе завода будет принято в течение ближайших одного-двух месяцев».

И вот оно — это решение. На 14 марта 2016 года в арбитражном суде назначен отчёт конкурсного управляющего Е. Лиминой о результатах проведения конкурсного производства (распродажи) имущества ООО «Машиностроительный завод». А к этому подоспела и новенькая «Вичугская промышленная компания», которая на деньги Балакина (а кого же ещё?) скупит имущество того же Балакина.

В результате старое ООО останется со старыми же долгами перед бюджетниками, пенсионерами, энергетиками, газовиками и проч., а новое ООО под руководством В. Ступина начнёт «второй этап возрождения» вичугского машзавода.

Только вот получится ли? Думается, что вряд ли.

Во-первых, потому что кризис сейчас в городе, области, стране и мире — действительно недетский. Причём уже не только экономический. Судя по текущей и прогнозируемой ситуации, в ближайшее время придётся думать не о развитии, а о выживании.

Во-вторых, (что важнее) в настоящее время любой частник, особенно в отношении крупного и высокотехнологичного производства, каким является, в том числе и вичугский машзавод, показывает свою полную несостоятельность. Частнику нужна прибыль, а на людей ему наплевать. Причём на всех: и на своих работников, которым он не платит настоящую зарплату, и на всех, кто содержится за счёт бюджета, в который он не платит настоящих налогов.

И кто будет рулить машзаводом – Балакин, Ступин, Дерипаска или Абрамович — абсолютно без разницы. Что-то измениться к лучшему сможет только тогда, когда всё, бывшее когда-то народным, вернётся своему хозяину.

Другого выхода нет.