Сейчас, на «страстной неделе», в преддверии главного православного праздника Пасхи, есть повод вспомнить о сложных и неоднозначных взаимоотношениях власти и церкви в России и СССР за последние 100 с лишним лет.
Как же менялось отношение государства к религии и церкви с начала XX века по настоящее время?
* * * * *
В царской России православная религия насквозь пронизывала всю жизнь дореволюционного общества.
Религия являлась частью государственной идеологии (известный девиз того времени «За веру, царя и отечество», где «вера» стоит на первом месте), а Святейший правительствующий синод Русской православной церкви (РПЦ) был фактически «министерством духовных дел» — государственным учреждением, одним из ведомств царского правительства, возглавлявшимся обер-прокурором – светским чиновником, назначавшимся императором.
Церковь сопровождала человека всю его жизнь: регистрация рождений, браков и смертей (ЗАГСа тогда не было), система образования (церковно-приходские школы, Закон Божий во всех учебных заведениях), обязательные богослужения в армии и т.п.
В 1914 году, по официальным данным Синода, в России насчитывалось «белого» и «чёрного» духовенства РПЦ более 207 тысяч человек. К 1917 году в империи действовало около 80 800 храмов и часовен, 1 025 монастырей, 35 000 начальных церковных школ, 185 епархиальных училищ, 57 семинарий, 4 духовные академии, 34 497 библиотек.
Также РПЦ являлась крупнейшим собственником, имела государственное финансирование, освобождение от налогов и другие льготы.
Но всё-таки самостоятельности у неё было меньше, чем сейчас, поскольку главой церкви являлся сам император.
* * * * *
В феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция, Николай II, а вслед за ним и его брат Михаил отреклись от престола.
Церковь, как ни странно это выглядело, приветствовала революцию, но, оставшись без руководства и покровительства старой власти, вскоре начала быстро терять своё влияние в обществе.
Известно, например, что сразу же после отречения императора, заседавшие в Синоде митрополиты, с радостью, вынесли прочь из зала царское кресло, в котором ещё недавно восседал Николай II.
Однако, например, после отмены обязательного участия военнослужащих в богослужениях, добровольно стали делать это, по некоторым данным, не более 15% солдат.
* * * * *
В октябре 1917 года в стране произошла социалистическая революция, к которой РПЦ отнеслась уже негативно. И причины на это были.
20 января (2 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР под руководством В.И. Ленина издал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Вот его основные положения:
«1. Церковь отделяется от государства.
…3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
…4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
…8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
- Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
…12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
- Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием».
* * * * *
Совершенно понятно, что с принятием данного декрета церковь и религия становились в России, по выражению Ленина, «частным делом» по отношению к государству. С этого момента РПЦ, потерявшая многовековое государственное финансирование и властные рычаги, стала обычной коммерческой структурой, которая должна была выживать только за собственный счёт.
Также, кроме декрета от 02.02.1918, православная церковь осталась весьма недовольна ещё одним, принятым почти в те же дни большевистским «Декретом о введении в Российской республике западно-европейского календаря», согласно которому, после 31 января 1918 года сразу последовало 14 февраля. Был осуществлён переход на так называемый новый стиль (или григорианский календарь).
Русская православная церковь отказалась переходить на советский «новый стиль», и до сих пор пользуется допотопным юлианским календарём, отмечая, например, Рождество не 25 декабря, как в большинстве стран мира, а 7 января, то есть уже после Нового года (празднование которого приходится на время поста).
* * * * *
Кроме того, не способствовало установлению тёплых отношений РПЦ с новой властью, и её первоначальная политика в отношении патриаршества.
Как уже сказано, патриархов в русской православной церкви не было со времён Петра I (с 1700 года), и главой РПЦ был сам император. Затем, воспользовавшись революционными событиями, решением Всероссийского Поместного собора 28 октября (11 ноября) 1917 года патриаршество было временно восстановлено. Однако после кончины в 1925 году патриарха Тихона оно вновь было упразднено.
При этом никаких специальных «гонений» на религию и церковь не было, были репрессии по отношению к церковникам, открыто выступавших против советской власти и совершавших уголовные преступления. Кроме того, служители церкви до 1936 года были лишены избирательных прав.
* * * * *
Также до середины 1930-х годов в СССР была развёрнута интенсивная атеистическая пропаганда, ослабление которой началось только после известной публикации 28 декабря 1935 года в газете «Правда» письма нашего земляка, иваново-вознесенского большевика-революционера, на тот момент – кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) – П.П. Постышева о возобновлении празднования в СССР Нового года и официальном признании новогодней ёлки.
Затем, с началом Великой Отечественной войны отношение советской власти к РПЦ очень сильно смягчилось. Известно выступление И.В. Сталина по радио от 3 июля 1941 года с нетипичным, «церковным» обращением к советскому народу со словами «Братья и сестры!», а также состоявшиеся по его же инициативе в 1943 году выборы нового патриарха Сергия.
С этого момента и до смерти Сталина в 1953 году в стране была фактически полностью свёрнута атеистическая пропаганда, установлены такие «льготы» для РПЦ как, например, снижение тарифов на электроэнергию с 5,5 до 1,65 рублей (1946), и даже введение бесплатного питания в духовных образовательных учреждениях за государственный счёт (1947).
* * * * *
В то же время нельзя забывать, что в годы войны эмигрантская так называемая «Русская православная церковь заграницей» (РПЦЗ) активно сотрудничала с фашистами и власовцами.
Так, например, в июне 1941 года, сразу же после нападения фашистской Германии и её союзников на СССР, архиепископ РПЦЗ Серафим с восторгом писал следующее:
«Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы… Наконец-то наша вера оправдана!… Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это — продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 году… Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевицком фронте. «Спасение всех», о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение…».
* * * * *
Также любопытно, что ещё в 1981 году РПЦЗ канонизировало бывшего царя Николая II, всю его семью и даже слуг, по, до конца не подтверждённым данным, якобы расстрелянным в июле 1918 года в Екатеринбурге, причислив их всех к «лику святых».
РПЦ Московского патриархата сделало то же самое только в 2000 году.
* * * * *
Однако – по порядку.
После прихода к власти Н.С. Хрущёва «маятник» качнулся в противоположную сторону: в конце 1950-х – начале 1960-х годов в Советском Союзе вновь развернулось «наступление на религию».
Была возрождена и активизирована антирелигиозная пропаганда, введены даже такие меры как ограничение колокольного звона и крестных ходов.
По всей стране прошла кампания по закрытию, «перепрофилированию» и сносу церквей. Так, например, в этот период был разобран Троицкий храм в центре посёлка Старая Вичуга Вичугского района.
Но при Л.И. Брежневе, уже со второй половины 60-х годов хрущёвское «наступление» прекратилось, и началось постепенное ползучее возрождение религиозного сознания и влияния церкви среди населения СССР. В эти годы даже партийные и советские работники втайне от начальства стали массово крестить своих детей.
* * * * *
Затем, с началом горбачёвской «перестройки» укрепление положения РПЦ пошло полным ходом:
— 1988 – отмена госсобственности на молитвенные здания, празднование 1000-летия крещения Руси, разрешение священникам работать в местах заключения;
— 1990 — закон «О свободе совести и религиозных организациях» — прекращение государственной поддержки атеизма, предоставление религиозным организациям прав юридических лиц, разрешение РПЦ на международные контакты без государственного посредничества.
Закон РСФСР 1990 года «О свободе вероисповеданий» разрешил факультативное изучение религии в школах, а также запретил создавать органы государственного контроля за реализацией права граждан на свободу вероисповедания.
25 октября 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР ленинский декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» был признан утратившим силу.
17 мая 2007 года в Москве между РПЦ и РПЦЗ был подписан «акт о каноническом общении», то есть об объединении этих двух частей одной и той же, как оказалось, организации.
* * * * *
В настоящее время роль религии и церкви (в первую очередь, православия и РПЦ) по своему положению в обществе поднялась в России почти до дореволюционного уровня, а по уровню влияния на власть и государство – даже выше.
По словам нынешнего патриарха, сейчас в России РПЦ «строит в среднем три храма в сутки». Только вот какой «парадокс»: в СССР, где церковь «подвергалась гонениям», население росло, трудящийся человек жил достойно и был уверен в завтрашнем дне, а сегодня, когда «три храма в сутки» — всё наоборот…
М. Сметанин