ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО: 100 ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ

До Октябрьской революции 1917 года Русская православная церковь играла в тогдашнем государстве и в жизни каждого его подданного огромную роль.

Церковь выполняла функцию сегодняшнего ЗАГСа: здесь записывали в метрики новорожденных, венчали и отпевали. Во всех учебных заведениях в обязательном порядке преподавали Закон Божий. Церковь прочно обосновалась в армии, на госслужбе, в городе и деревне, во дворцах и избах, словом, следовала за человеком всю жизнь – от рождения до смерти.

И соответственно исправно исполняла свою главную «работу» — примирять бедных с богатыми, гасить народное недовольство, приучать людей к смирению и отказу от какой-либо борьбы. И естественно – получала за это права на владение землёй и собственностью, государственное финансирование, освобождение от налогов, свободу «предпринимательства» и другие льготы.

* * * * *

Всё это закончилось после Октябрьской революции, когда 100 лет тому назад — 20 января (2 февраля по новому стилю) 1918 года Советом народных комиссаров был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Название этого документа слышали многие, но содержание его, наверняка, известно не всем. Приведём же полный текст этого декрета (орфография источника сохранена):

«1. Церковь отделяется от государства.

  1. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
  2. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
  3. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
  4. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
  5. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
  6. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание.
  7. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
  8. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
  9. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
  10. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
  11. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
  12. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».

* * * * *

Учитывая важность этого документа, он был подписан не только председателем СНК В.И. Лениным, но и всеми народными комиссарами, среди которых на тот момент, справедливости ради сказать, были не только большевики, но и представители партии левых эсеров, выражающей интересы немалой части крестьянства, которое, по теперешним представлениям, было якобы очень набожным.

Внимательно прочитав текст декрета, мы с удивлением не найдём здесь ни «притеснений» церкви со стороны новой власти, ни «гонений» на верующих.

Суть политики государства по отношению к любым религиям выражена чётко и прямо: «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой».

А что до того, что РПЦ лишили государственного «пирога», то это только потому, что власть трудящихся в поддержке со стороны религии, в отличие от власти буржуазии, не нуждалась…

* * * * *

В горбачёвско-ельцинские времена история повернула вспять, и уже 25 октября 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» был признан утратившим силу.

Что произошло после этого и что происходит в данном вопросе сейчас, известно всем…

М. Сметанин