Без рубрики
До Октябрьской революции 1917 года Русская православная церковь играла в тогдашнем государстве и в жизни каждого его подданного огромную роль.
Церковь выполняла функцию сегодняшнего ЗАГСа: здесь записывали в метрики новорожденных, венчали и отпевали. Во всех учебных заведениях в обязательном порядке преподавали Закон Божий. Церковь прочно обосновалась в армии, на госслужбе, в городе и деревне, во дворцах и избах, словом, следовала за человеком всю жизнь – от рождения до смерти.
И соответственно исправно исполняла свою главную «работу» — примирять бедных с богатыми, гасить народное недовольство, приучать людей к смирению и отказу от какой-либо борьбы. И естественно – получала за это права на владение землёй и собственностью, государственное финансирование, освобождение от налогов, свободу «предпринимательства» и другие льготы.
* * * * *
Всё это закончилось после Октябрьской революции, когда 100 лет тому назад — 20 января (2 февраля по новому стилю) 1918 года Советом народных комиссаров был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Название этого документа слышали многие, но содержание его, наверняка, известно не всем. Приведём же полный текст этого декрета (орфография источника сохранена):
«1. Церковь отделяется от государства.
- В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
- Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
- Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
- Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
- Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
- Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание.
- Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
- Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
- Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
- Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
- Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
- Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».
* * * * *
Учитывая важность этого документа, он был подписан не только председателем СНК В.И. Лениным, но и всеми народными комиссарами, среди которых на тот момент, справедливости ради сказать, были не только большевики, но и представители партии левых эсеров, выражающей интересы немалой части крестьянства, которое, по теперешним представлениям, было якобы очень набожным.
Внимательно прочитав текст декрета, мы с удивлением не найдём здесь ни «притеснений» церкви со стороны новой власти, ни «гонений» на верующих.
Суть политики государства по отношению к любым религиям выражена чётко и прямо: «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой».
А что до того, что РПЦ лишили государственного «пирога», то это только потому, что власть трудящихся в поддержке со стороны религии, в отличие от власти буржуазии, не нуждалась…
* * * * *
В горбачёвско-ельцинские времена история повернула вспять, и уже 25 октября 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» был признан утратившим силу.
Что произошло после этого и что происходит в данном вопросе сейчас, известно всем…
М. Сметанин