ЧЕТВЕРО МУЖЧИН И СОБАКА: ИМ ПОКОРИЛСЯ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

30-е годы прошлого века в Советском Союзе – это время легендарных, необыкновенных людей, для которых боевой и трудовой подвиг был нормой повседневной жизни.

Среди них одно из первых мест занимает имя Ивана Дмитриевича Папанина — исследователя Арктики, начальника станции «Северный полюс-1», доктора географических наук, контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза, со дня рождения которого сегодня исполнилось 130 лет.

* * * * *

Иван Папанин родился 14 (26) ноября 1894 года в Севастополе, в семье матроса военно-морского флота. В 1914 году был также призван на флот. До Великой Октябрьской социалистической революции служил на Черноморском флоте, где вступил в партию большевиков.

В 1918–1920 г.г. – активный участник гражданской войны на Украине и в Крыму.

В 1920 году – комиссар оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного, а затем Южного фронта, служил под началом основателя и первого «красного губернатора» Иваново-Вознесенской губернии М.В. Фрунзе, участвовал в разгроме Врангеля.

В конце 1920-го – 1921 году — комендант Крымской ЧК.

* * * * *

В 1922 году И.Д. Папанин переехал в Москву, где окончил Высшие курсы связи, и вплотную занялся вопросами, связанными с освоением Севера.

С 1932 года был начальником полярной станции «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа, а с 1934 года – станции на мысе Челюскин.

В те годы страна «заболела» Арктикой. По радио и в газетах еженедельно рассказывали о полярниках. Миллионы людей повторяли, как заклинания, слова, от которых пахло снегом и фантастикой: Севморпуть, Диксон, Новая Земля, Северный полюс. Мальчишки бредили Арктикой и зачитывались романом В.А. Каверина «Два капитана».

С конца XIX века Россия стала отставать от Норвегии и США по изучению Северного Ледовитого океана. Требовалось быстро выйти на первые роли в мире. Освоение Арктики — это, прежде всего, развитие авиации и ледокольного флота. У Советского Союза уже имелись исследовательские станции на берегу океана, в вечной мерзлоте. Но требовалась база в самых неизученных водах Северного Ледовитого океана.

Так возникла фантастическая, небывалая идея дрейфующей станции в районе Северного полюса. Использовать льдину как транспорт, установить там палатки и изучать всё вокруг. Ведь никто еще не бывал в этих краях!

* * * * *

13 февраля 1937 года на совещании в Кремле под руководством И.В. Сталина было принято решение, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию на дрейфующей льдине в районе Северного полюса, доставив туда авиацией оборудование научной станции и зимовщиков.

Высадка экспедиции на лёд была выполнена 21 мая 1937 года. Официальное открытие «СП-1» состоялось 6 июня 1937 года (в 30 км от Северного полюса), когда льдину покинули самолёты, доставившие полярников и оборудование.

Состав коллектива полярной станции: руководитель Иван Дмитриевич Папанин (возраст на тот момент 42 года), метеоролог, геофизик и журналист Евгений Константинович Фёдоров (27 лет), радист Эрнст Теодорович Кренкель (33 года), гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов (31 год). Все, кроме Папанина, не были членами ВКП(б), вступив в партию уже после окончания экспедиции.

А пятым, полноправным членом коллектива стал коренной житель Севера — пёс породы лайка по кличке Весёлый, родившийся на одной из советских арктических станций. Его подарили папанинцам зимовщики острова Рудольф. Обязанностями Весёлого были охрана станции, особенно по ночам, и предупреждение о резких переменах погоды и о приближении белых медведей.

* * * * *

6 июня, перед отлётом самолётов, состоялся прощальный митинг (с пением «Интернационала») и подъёмом флагов (с государственным гербом СССР и портретом Сталина) в честь открытия станции «Северный полюс».

Палатку для жилого лагеря разработали в НИИ резиновой промышленности и изготовили на московском заводе «Каучук». Её каркас был сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены — брезентовые, между ними проложено два слоя гагачьего пуха, пол — резиновый, надувной. К палатке пристроен тамбур. Вес палатки 160 кг, длина 2 метра, высота 2,5 метра, ширина 4 метра.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции — мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основным источником питания служили два комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Вес всего радиооборудования составлял около полтонны.

По специальным чертежам судостроительный завод им. Каракозова (Ленинград) построил уникальные нарты из ясеня, они весили 20 кг.

Институт инженеров общественного питания приготовил для зимовщиков запасы продуктов на полтора года, весом около 5 тонн. Это была настоящая выставка достижений советской пищевой промышленности, от какао и шоколада до чёрной икры трех сортов и армянского коньяка.

Интересный факт. До отлёта 6 июня на Большую землю кинооператор Главсевморпути М. Трояновский успел снять на льдине документальный фильм, который затем приобрели продюсеры из 12 стран мира. Доход в валюте, который получила Москва от этих контрактов, полностью окупил подготовку и проведение всей экспедиции.

* * * * *

После этого станция, располагавшаяся вначале на огромной (3 на 5 км) трёхметровой толщины льдине, в течение целых девяти месяцев (274 дня) свободно дрейфовала в водах Северного Ледовитого океана, и в итоге была вынесена в Гренландское море, проплыв в общей сложности более 2 500 км.

В течение всего этого времени четверо мужчин и собака находились один на один с суровой полярной природой. Первое же открытие изменило представление учёных о Северном полюсе и его окрестностях. Оказывается, там есть своя флора. Показали себя и хозяева льдов — белые медведи.  

Каждый день отправлялись корреспонденции в Москву, которые зачитывали по радио и публиковали в газетах. Почти каждый день полярники измеряли глубину океана и брали пробы донного грунта. Все пробы обрабатывались там же, в походной лаборатории. Четыре раза в сутки отправлялись на Большую землю сведения об атмосферном давлении, температуре, относительной влажности воздуха, направлении и скорости ветра.

По мнению американских учёных, за несколько месяцев папанинцы узнали об Арктике больше, чем прежние исследователи за два века. А в СССР Папанина и его друзей назвали первооткрывателями Северного полюса.

* * * * *

К концу экспедиции льдина растаяла почти до состояния площади футбольного поля, пошла трещинами и оставаться на ней стало опасно. 19 февраля 1938 года ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли папанинцев с льдины за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

Тогда же они отправили в Москву свою последнюю радиограмму: «В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию Академии Наук СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. И.Д. Папанину и Э.Т. Кренкелю были присвоены учёные степени докторов географических наук, а всем четырём полярникам — звания Героев Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам, доставившим экспедицию на Северный полюс — А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.

А пса Весёлого, после возвращения с полюса, «усыновил» лично И.В. Сталин, приютивший его на своей даче в Кунцеве, где пёс прожил всю оставшуюся жизнь на полном госбеспечении.

* * * * *

В конце 1939 – начале 1940 года вся страна следила за спасением из ледового плена дрейфовавшего 812 дней ледокола «Георгий Седов». Иван Папанин возглавил спасательные работы, которые были успешно завершены. За это он был во второй раз представлен к званию Героя Советского Союза.

С 1939 по 1946 год Папанин возглавлял Главсевморпуть и являлся уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере, руководил приёмом и переправкой на фронт военных грузов, которые доставлялись в СССР по ленд-лизу из США и Великобритании.  В 1943 году ему было присвоено воинское звание контр-адмирала.

* * * * *

С 1949 года И.Д. Папанин работал заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР по экспедициям, с 1951 года возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР и Московский филиал Географического общества СССР.

Кроме вышеназванных почётных званий, за заслуги перед Родиной И.Д. Папанин был награждён девятью(!) орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Нахимова I степени, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, Красной Звезды и многочисленными медалями, а также иностранными наградами.

Является автором двух научно-популярных книг: «Жизнь на льдине» (1938) и «Лёд и пламень» (1977).

Иван Дмитриевич Папанин ушёл из жизни 30 января 1986 года в возрасте 91 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

* * * * *

А завершить эту статью хочется словами из той самой последней радиограммы Папанина со станции «Северный полюс-1», переданной им 19 февраля 1938 года: «Покидая дрейфующую льдину, мы оставляем на ней советский флаг в знак того, что завоевания страны социализма никогда и никому не отдадим!».

М. Сметанин

 

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU