ЧТО ВАЖНЕЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА – АВТОКРЕДИТ ИЛЬ ИПОТЕКА?

В последнее время в комментариях некоторые читатели нередко высказывают в мой адрес примерно следующее: «Не надоело всё мазать чёрной краской?», «Почему вы в жизни видите только плохое, неужели нет ничего хорошего?», или что-нибудь подобное.

Конечно, если проанализировать, например, каждый прожитый день, то можно найти в нём всё, что душе угодно – и белое, и чёрное. Вот навалились проблемы, думаешь, например, как дожить до зарплаты или, где найти денег на оплату кредита, а то вон послезавтра срок уже подходит…

А в то же время – солнце светит, птички поют, на соседнем доме фасад ремонтировать начали, красиво получается – ничего не скажешь. А уж если у телевизора посидеть полчаса, то покажется, что у нас с вами проблем вообще никаких нет, одно сплошное развитие и стабильность. Проблемы, они где-то там – в Америке, на Украине, на крайний случай – в «советском прошлом», но только не у нас, здесь и сейчас.

Как бы получается — сколько людей, столько и мнений. А ещё говорят: наше настроение зависит от нас самих, что мол, хочешь в жизни видеть, то и  увидишь.

Может быть и так, только, наверное, и мнения, и настроение появляются не на пустом месте, а зависят от того, КАК ты живёшь…

* * * * *

Вот представьте себе обычную на сегодня ситуацию. Депутат-единоросс, привёз, допустим, на улицу частного сектора щебень. Жители, по идее, должны ликовать, дорогу впервые за 20 лет подсыпали. Некоторые ликуют, конечно. Только на улице этой – ни одного фонаря. И мусорным побором в прошлом году всех обложили – почти по сотне с носа – ни за что, ни про что…

Или ещё. Взялись лоснящиеся от забот начальники обустраивать «комфортную городскую среду» — возводят декоративные заборчики, укладывают плиточку, ваяют «арт-объекты» типа «Я люблю свой город».

Как на всё это смотрят жители? А по-разному. Если у тебя зарплата около сотни «штук» в месяц, свой бизнес или богатые родители, то арт-объекты, конечно, радуют твой глаз. Можно даже в городском конкурсе поучаствовать, определяющем, куда именно водрузить очередную «малую архитектурную форму» в виде памятника, скажем, последнему городскому автобусу.

Но если у кого-то месячный доход составляет в пределах 25 тысяч на семью из трёх человек, на попечении старые больные родители, да и самому теперь пенсионный возраст уравняли со средней продолжительностью жизни, то смотришь на всё уже совсем по-другому. И вся эта «комфортная среда» не кажется, конечно, совсем уж ненужной и бесполезной, но волнует она тебя далеко не в первую очередь. Какая разница, чистят в заброшенном парке пруды или нет, если тебе не на что даже купить хлеба?

А уж такие «общественно значимые» забавы богатых «меценатов», оплачиваемые из сомнительных источников, как установка золотых церковных куполов, устройство элитарных кинофестивалей и проведение разных праймеризов простой народ вообще мало трогают.

Короче говоря – каждому своё, в зависимости от материального положения и наличия (отсутствия) реальных насущных проблем.

* * * * *

Один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс как-то сказал, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей…».

Мудрёно, скажете? Это только на первый взгляд.

Давайте лучше попробуем адаптировать высказывание классика к сегодняшнему дню, и ответить на простой вопрос: что для нормального, трудящегося человека сейчас важнее всего в жизни? Что для него стоит на первом месте, а что – на двадцать пятом?

По моему мнению, на первом месте для человека стоит наличие работы или, как говорилось в советской конституции, право на труд. Такое право должно обеспечиваться возможностью всегда иметь достойное рабочее место с достойной оплатой.

А это, в свою очередь, даёт более или менее свободный доступ (в СССР, в основном, бесплатно, сейчас, в основном, за деньги) к удовлетворению самых насущных потребностей человека. Почти по Энгельсу – в пище, одежде, жилье, образовании, отдыхе и здравоохранении, содержании и воспитании детей, оказанию помощи родственникам и другим людям.

Всё остальное для человека (опять же нормального и трудящегося), несмотря на кажущуюся важность, всё-таки второстепенно. Многие ненужные «потребности» навязаны так называемой модой, телерекламой или «престижностью» в глазах окружающих, что заставляет людей залезать в кредитную кабалу, работать на трёх работах, а то и идти на преступление…

Вывод: никакая «комфортная среда» и прочие второстепенные мелочи не заменят настоящую уверенность в завтрашнем дне, которая сегодня может быть реально обеспечена, к сожалению, лишь для меньшинства населения нашей страны.

М. Сметанин