Сегодня, 18 мая 2023 года исполнилось 320 лет со дня рождения Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ). Этот праздник приурочен к дате состоявшейся 7 (18) мая 1703 года в ходе Северной войны первой победы российского флота над Швецией.
Также эта знаменательная дата, и календарно, и географически, и исторически, очень близка другому важнейшему юбилею. Тоже 320 лет тому назад, 16 (27) мая 1703 года, по инициативе Петра I, в устье Невы был основан Санкт-Петербург – столица Российской империи до 1918 года. В этот день на Заячьем острове Пётр I лично заложил здание Петропавловской крепости — первого сооружения города.
* * * * *
Но вернёмся к истории Балтийского флота.
В начале XVIII века Россия продолжала вести долгую и изнурительную Северную войну со Швецией за господство на Балтике.
И 7 (18) мая 1703 года в ходе этой войны российский флот одержал свою первую победу: гребная флотилия из 30 лодок с солдатами Преображенского и Семёновского полков под командованием Петра I и А.Д. Меншикова в устье Невы атаковала и захватила два шведских военных корабля. Условно этот бой можно назвать первым морским сражением русского флота.
Все участники этой «второй Невской битвы» (первая – одержанная князем Александром Невским над теми же шведами, и в том же самом месте, ещё в 1240 году) были награждены. Пётр I и Меншиков — орденами Святого Андрея Первозванного, офицеры — золотыми медалями с цепями, а солдаты — серебряными. На одной стороне медали находился барельефный портрет Петра I, а на другой — фрагмент боя и надпись: «Небываемое бывает. 1703». Данная фраза затем в советской художественной литературе «трансформировалась» в более современно читабельную «Небывалое бывает».
* * * * *
Уже к концу Северной войны Россия имела на Балтике практически в два раза больше линейных кораблей, чем Швеция. К 1724 году в составе флота имелось несколько сотен гребных кораблей и 141 парусный боевой корабль. Многие победы Северной войны были одержаны при непосредственной поддержке и помощи со стороны флота, при содействии Балтийского флота были взяты Выборг, Ревель и Рига. Тогда же флот вписал в свою историю славные морские победы – Гангутское (1714) и Гренгамское (1720) сражения.
Во время Крымской войны 1853-1856 годов Балтийский флот справился с задачей отражения попыток объединенной эскадры Великобритании и Франции захватить Кронштадт, а также блокировать с моря Санкт-Петербург.
* * * * *
С периодом русско-японской войны 1904-1905 г.г. связан самый трагический эпизод в истории Балтийского флота. Для усиления флотской группировки на Дальнем Востоке на Балтике сформировали Вторую Тихоокеанскую эскадру.
Эскадра совершила переход из Балтийского моря в Тихий океан, преодолев более 30 тысяч километров и добравшись до Японского моря, не потеряв в пути ни одного корабля. Однако здесь эскадра была наголову разгромлена японским флотом в Цусимском сражении, потеряв 21 корабль.
Частично восстановить боеспособность Балтийского флота удалось только через 10 лет, к началу первой мировой войны.
* * * * *
Одной из самых славных страниц в истории Балтийского флота стало участие моряков в революционных событиях 1917 года. Здесь многое связано с кораблём, ставшим затем навеки символом Великого Октября – крейсером «Аврора», а также с именем его первого комиссара — матроса-большевика, нашего земляка А.В. Белышева, уроженца Палехского района.
В феврале 1917 года матросы «Авроры» одними из первых на Балтийском флоте подняли на мачте красный флаг. В марте 1917 года А.В. Белышев вступил в РСДРП, был избран представителем от крейсера в Центробалте.
Нашему земляку вместе с другими матросами довелось встречать В.И. Ленина 3 апреля 1917 года в Петрограде у Финляндского вокзала.
24 октября решением Я.М. Свердлова Белышев был назначен первым комиссаром «Авроры».
Выполняя приказ Военно-революционного комитета, крейсер «Аврора» в ночь на 25 октября встал на Неве, ниже Николаевского моста.
В 21-40, по команде Белышева, комендор Е. Огнев дал залп из носового 152-миллиметрового орудия, ставший условным сигналом к началу штурма Зимнего дворца.
Интересно, что рельефное изображение «Авроры» на Неве помещено в центре ордена Октябрьской Революции, учреждённого в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября.
А 22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём.
* * * * *
В годы Великой Отечественной войны моряки Балтийского флота пережили блокаду Ленинграда, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, провели целый ряд заметных оборонительных и наступательных операций, участвуя в боевых действиях на воде, суше и воздухе с первого дня войны 22 июня 1941 года.
Во взаимодействии с сухопутными армиями Балтийский флот провел оборонительные операции на Моондзундских островах, полуострове Ханко, оборонял Таллин и Ленинград. В 1944-1945 годах силы флота принимали участие в наступательных операциях и разгроме фашистов под Ленинградом, а также в Прибалтике, на территории Восточной Пруссии и Восточной Померании.
Всего в годы войны к различным правительственным медалям и орденам было представлено более 100 тысяч моряков-балтийцев, 137 человек были удостоены высшей степени отличия СССР – стали Героями Советского Союза.
В годы войны на Балтийском флоте служил и мой дядя – Михаил Дмитриевич Терёхин – на фото слева.
* * * * *
Стоит отметить, что именно с аэродромов, расположенных на острове Эзель (самом большом по размеру острове Моондзунского архипелага), дальние бомбардировщики из состава ВВС Балтийского флота уже в августе 1941 года нанесли первые бомбовые удары по столице Германии. Эти бомбардировки Берлина имели огромное политическое значение, доказывая всему миру, что СССР готов продолжать борьбу.
А инициировал, организовал и провёл эту блестящую военно-политическую спецоперацию наш земляк – уроженец Вичуги С.Ф. Жаворонков (на фото справа), с 1939 по 1946 год — начальник авиации Военно-Морского флота СССР.
* * * * *
С начала 1950-х годов возможности флота заметно возросли: это было связано и с освоением нового ракетно-ядерного оружия, и с пополнением флота ракетными кораблями и реактивными самолетами. Корабли Балтийского флота стали выполнять задачи боевой службы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах.
7 мая 1965 года героический Балтийский флот был награждён вторым орденом Красного Знамени за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (первым орденом Красного Знамени он был награждён ещё 23 февраля 1928 года).
* * * * *
На начало 1991 года Балтийский флот являлся крупнейшим флотом в регионе Балтийского моря и имел в своём составе 232 боевых корабля, включая 32 подводные лодки, 328 боевых самолётов и 70 вертолётов, 16 пусковых установок береговых ракетных частей, соединения береговой обороны и морской пехоты и др.
Это был, без преувеличения, расцвет, пик развития ДКБФ.
И вот на этом рассказ об истории Дважды Краснознамённого Балтийского флота можно завершить.
М. Сметанин