Сегодня, 21 февраля 2023 года, исполнилось 175 лет с того момента, как увидела свет бессмертная работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса «Манифест коммунистической партии» — первый программный документ научного коммунизма, ставший впоследствии основой программ всех компартий мира.
За прошедшие более чем полтора века на нашей планете очень многое изменилось. Но и по сей день, по меткому выражению В.И. Ленина, «эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».
А как писал сам соавтор «Манифеста» Фридрих Энгельс, «в настоящее время он, несомненно, является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии».
* * * * *
Весной 1847 года 29-летний Карл Маркс и 26-летний Фридрих Энгельс примкнули к тайному немецкому пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», приняли участие во II съезде этой организации в ноябре того же года в Лондоне, и, по поручению «Союза», всего за пару месяцев составили знаменитый «Манифест коммунистической партии».
Впервые «Манифест» был опубликован 21 февраля 1848 года в Лондоне, на немецком языке, отдельной брошюрой на 23 страницах. Переиздавался он многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Ф. Энгельс отмечал: «Манифест является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе».
Ещё в 1848 году были сделаны переводы «Манифеста» на французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский языки. Позже – на английский, русский и другие языки.
Первое русское издание «Манифеста коммунистической партии» вышло в 1869 году в переводе М.А. Бакунина, и затем в 1882-м — в переводе Г.В. Плеханова. Данный вариант перевода положил начало широкому распространению идей «Манифеста» в России.
В 1955 году вышел 4-й том «Сочинений» К. Маркса и Ф. Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».
«Манифест» — одно из самых распространенных произведений мировой научной и политической мысли. По числу изданий он может сравниться, пожалуй, только с Библией. Он издавался, по меньшей мере, в 70 странах, более чем на 100 языках мира, свыше 1 000 раз, общим тиражом более 30 миллионов экземпляров.
В СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста коммунистической партии» общим тиражом более 24,3 млн. экземпляров на 74 языках.
В 2013 году «Манифест коммунистической партии» и первый том «Капитала» Карла Маркса были внесены в список «Памяти Мира» – Программы ЮНЕСКО для защиты памятников всемирного документального наследия, как перечень особо охраняемых документов всей истории человеческой цивилизации с формулировкой: «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день».
* * * * *
Самые известные цитаты из «Манифеста коммунистической партии», ставшие практическими лозунгами для многих поколений борцов за освобождение человечества, и остающиеся актуальными и на сегодня:
— «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»;
— «Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наёмный труд»;
— «Под пролетариатом понимается класс современных наёмных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу»;
— «Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии»;
— «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников»;
— «Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, – эпидемия перепроизводства… Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство»;
— «Пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу, а находят ее лишь до тех пор, пока их труд увеличивает капитал. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка»;
— «Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии – домовладелец, лавочник, ростовщик и т.п.»;
— «Всякая классовая борьба есть борьба политическая»;
— «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс»;
— «У пролетария нет собственности; его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего с буржуазными семейными отношениями… Законы, мораль, религия – все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы»;
— «Ближайшая цель коммунистов… формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти»;
— «Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности. Но современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности»;
— «Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд»;
— «Право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»;
— «Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет»;
— «В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой»;
— «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»;
— «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!».
М. Сметанин