ЯЗЫК, СОЕДИНЯЮЩИЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

По библейской легенде, после так называемого «всемирного потопа», всё тогдашнее человечество представляло собой единый народ, говоривший на одном языке. И вот однажды собрался этот народ «на земле Сеннаар» (в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, примерно на территории, где сейчас Ирак), и решил построить город Вавилон и «башню до небес». Однако разгневанный такими планами бог прервал эту стройку, заставив людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни, и рассеялись по всей Земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков на нашей планете.

* * * * *

Если же серьёзно, то в современной науке и около неё существуют гипотезы о так называемом «праязыке» или «прамировом языке» — «предке» всех современных существующих в мире языков.

Трудно сказать, насколько это всё близко к истине, так как мы говорим не о каких-то, например, всего-навсего двух сотнях лет, в течение которых существует наш «великий и могучий» современный русский язык. 

Речь идёт о сотнях тысяч, а, возможно, и миллионах лет. О том, что происходило тогда, достоверно знать практически невозможно, можно только предполагать – с большей или меньшей степенью вероятности.

* * * * *

Аргументы в пользу существования «праязыка» основываются на антропологии, то есть физической способности первобытных людей разговаривать в принципе, а также на направлениях их миграций, расселения по территории планеты.

И, конечно, на том, как говорил Энгельс, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией». А состояние первобытной «экономики» было таково, что человеку было не до политики и прочего, только бы с голоду не помереть. И «говорить», то есть издавать хотя бы какие-то звуки, приходилось только по необходимости.

Судя по всему, древнейшие люди были настолько примитивны, что на первых порах вообще не могли разговаривать так, как делаем мы это сейчас. Первобытный человек не писал стихов и романов, не мог рассказать другому о том, что было с ним вчера, и даже пять минут назад. В том самом «праязыке» поначалу не было связных предложений, фраз и даже слов – были лишь отдельные звуки и короткие слоги, с помощью которых выражались эмоции и давались названия каких-то предметов и явлений, окружавших людей в их повседневной жизни.

И, видимо, именно поэтому «праязык» был един у всех немногочисленных древних землян, так как все они находились примерно на одном, полузверином ещё, уровне развития. Гораздо позднее язык усложнился, и постепенно «распался» на отдельные «ветви».

* * * * *

О каких же самых древних «пра-словах» (слогах) идёт речь?

Давно замечено, что даже сегодня во многих языках встречаются созвучные по произношению «частицы», имеющие схожее, а то и абсолютно одинаковое значение.

Например, такие как

— «Ва» («во», «вы», «ви») – вода;

— «Га» — мост, настил, переправа;

— «Ша» («жа») — река;

— «Ма» («маа») – земля;

— «Ра» — свет, сияние, Солнце;

— «Бер» — медведь;

— «Коло» («кол») – круг;

— «Ка» — душа, дыхание, жизнь;

— «Да» («до») — женский половой орган;

— «Ла» («ло», «ля») – мужской половой орган и др.

Объединяет все эти пра-слова их «простота» и недвусмысленность. Всё это – как раз то, что окружало древнего человека в его повседневной жизни, и, по сути, составляло весь её смысл.

* * * * *

Естественно, что за многие тысячелетия языки разных народов развивались, рождались, умирали, перемешивались, слова в них иногда меняли первоначальный смысл.

Но, тем не менее, до сих пор, если внимательно вслушаться, то можно заметить — и в окружающих нас названиях водоёмов, населённых пунктов, природных объектов и явлений, фамилиях и именах людей, да и вообще везде – приведённые выше «осколки» того древнего праязыка. В современном русском языке они «рассыпаны» практически повсюду.

Прислушайтесь, и сравните с приведённым выше списком «пра-слов»: Волга, Уводь, Москва, Вичуга, корова, Нева, ива, дева, ванна, Парша, Юкша, Шача, Сунжа, мама, яма, зима, Кохма, Кинешма, Решма, завтра, Мера, радуга, радость, ура, берёза, берлога, беркут, Берлин, колокол, колесо, кольцо, колобок, колодец, река, Ока, каша, каюта, Вологда, Ладога, Адам, дать, давать, еда, вода, беда, лебеда, лада, ладно, юла, ласка, Тула, земля, капля, неделя, благодать, Ева, ребро, гребля, стебель, небо, хлеб, ребёнок, колебание, Челябинск, Витебск, Киев, Египет, север, гриб, чибис, липа и т.д.

* * * * *

Любопытно также насколько созвучны – и по произношению, и по смыслу – слова в совершенно, казалось бы, не родственных современных языках.

Например, бывая в Египте, с удивлением узнаёшь, как на нынешнем местном диалекте арабского языка звучат некоторые русские слова. Например:

— январь – йанайир;

— март – марс;

— отец – баба;

— мать – мама;

— площадь – мидан (украинское «майдан»);

— завтра – буокра;

— крыса – эрсэ;

— чай – щай;

— кот – отт;

— сахар – сукр;

— остановись, стой – стана.

Также в современном «египетском» есть и хорошо слышимые древние пра-слова. Например, такие как «ибн» («эбн», «эбни») – сын; «ибна» («бэнти») – дочь; «саяра» — автомобиль; «таяра» — самолёт и др.

* * * * *

Конечно, как уже сказано, «за древностию лет», и за отсутствием неопровержимых исторических источников, разобраться в словесных хитросплетениях прошлого и настоящего непросто. Однако пытаться делать это необходимо, так как порою в загадках прошлого кроется ключик для понимания сегодняшних проблем.

М. Сметанин