«ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО…»

27 августа режиссёры, актёры, операторы, киномеханики и вообще все причастные к кинематографу граждане отмечают свой профессиональный праздник – День российского кино.

Традиция этого праздника уходит своими корнями в события более чем вековой давности – в годы гражданской войны, хотя первый киносеанс в России состоялся ещё раньше: в 1896 году, то есть 125 лет тому назад.

* * * * *

Но и у этого события была своя предыстория.

28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов, дом 14 состоялся первый в мире киносеанс, где своё изобретение впервые представили публике два великих француза – изобретатели «синематографа» братья Люмьер. Сеанс продолжался 10 минут, в ходе которого демонстрировались десять коротеньких лент, по минуте каждая. Самые известные из них: «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Политый поливальщик» и др.

А уже в следующем, 1896 году «синематограф» появляется в репертуаре зрелищных мероприятий Англии, Германии, Италии и многих других европейских стран. А 16 мая этого же года первое кино демонстрируется и в России — в Санкт-Петербурге, в летнем саду «Аквариум».

* * * * *

15 октября 1908 года состоялся показ первого 8-минутного фильма российского производства «Понизовая вольница» — по мотивам всем известной русской народной песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень».

Октябрьскую революцию деятели дореволюционной – частной — кинематографии встретили крайне враждебно. Поэтому в 1918 году из 150 фильмов, выпущенных частными фирмами, не было ни одного, в котором хотя бы единым словом упоминалось о событиях Октября.

Понимая, что со старой кинематографией пути новой власти кардинально расходятся, большевики решили национализировать эту отрасль. 27 августа 1919 года В.И. Ленин подписал декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли, промышленности и кинотеатров в ведение Народного комиссариата просвещения под руководством А.В. Луначарского.

С тех самых пор 27 августа и отмечается как День кино.

* * * * *

После гражданской войны многие представители старой кинематографии предпочли покинуть Россию. А те, кто пришёл вслед за ними, и стал в дальнейшем гордостью уже советского кино, были людьми из самых низов, которые при прежнем режиме никогда бы не смогли подняться наверх. Советская власть им такую возможность предоставила.

Отношение большевиков к кино как к искусству, а не как к коммерческому продукту превращало режиссёров и актёров в художников мирового масштаба. Благодаря этому советский кинематограф задавал стандарты для всех стран.

В феврале 1922 года В.И. Ленин в беседе с А.В. Луначарским, по воспоминаниям последнего, «еще раз подчеркнул необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными… Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». А в дальнейшем, добавил Ленин: «вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того — в деревне… Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».

* * * * *

Эти слова вождя на десятилетия вперёд определили уровень и направление развития советского кинематографа.

Режиссёр С.М. Эйзенштейн писал в своей автобиографии: «Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое – это она сделала меня художником».

Его фильм «Броненосец «Потемкин» (1925) имеет максимальное количество призов, дипломов, наград и стойко держит титул «фильма № 1 всех времен и народов».

Также нельзя не вспомнить советские фильмы 20-30-х годов ставшие на долгие годы настоящими кино-хитами, такие, например, как «Красные дьяволята» (1923) и «Путёвка в жизнь» (1931) — первый в СССР звуковой фильм. В 1934-1935 годах создаются и такие крупнейшие произведения советского кино, как «Чапаев», «Юность Максима» и «Весёлые ребята».

Позже, во второй половине 30-х, на экраны выходят «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Светлый путь», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьём», «Семеро смелых», «Истребители», «Цирк», «Трактористы», первый советский художественный цветной фильм «Соловей-соловушко» (1936) и др.

* * * * *

С первых же дней Великой Отечественной войны киноэкраны СССР были отданы антифашисткой пропаганде, воспитанию советского патриотизма, ненависти к врагу и уверенности в победе.

Из наскоро снятых и смонтированных короткометражек кинематографисты создают «Боевые киносборники» под лозунгом: «Победа за нами!». В киноальманахи включали экранизации боевых эпизодов из сводок Совинформбюро, военные рассказы, документальные очерки, сатирические миниатюры и концертные номера. «Боевой киносборник №1» вышел на экраны уже 2 августа 1941 года.

В целом в годы войны количество выпускаемых советскими киностудиями художественных фильмов по понятным причинам снизилось. Из западных и центральных районов страны киностудии были эвакуированы в Казахстан, где, в основном, и снимались немногочисленные, но выдающиеся картины.

Из таких фильмов можно вспомнить «Александр Пархоменко», «Воздушный извозчик», «Жди меня», «Два бойца», «В шесть часов вечера после войны» и др.

* * * * *

В первые послевоенные годы государственное финансирование кинопроизводства было сокращено ввиду того, что главные усилия страны были направлены на скорейшее восстановление разрушенного хозяйства, проведение денежной реформы, отмену карточной системы и знаменитое сталинское ежегодное снижение цен, которое продолжалось до 1954 года.

Из-за этого количество фильмов уменьшилось. Из заметных работ этого периода можно вспомнить, например, «Кубанские казаки», «Весна» и «Сказание о земле Сибирской».

Затем внимание государства к кинематографу вновь вернулось, но в хрущёвские, а затем и в брежневские годы в его художественном и политическом содержании произошло немало изменений, в том числе и негативных.

Что касается, если можно так выразиться, идейно-политических картин, то сначала, как бы по инерции на экраны выходили «Они были первыми», «В начале века», «Кремлёвские куранты», «Шестое июля», «Красная площадь», «Рождённая революцией» и другие подобные произведения.

Однако постепенно фильмы на эти темы стали сниматься скорее в жанрах детектива, вестерна, а то и комедии, герои в них становились похожи на западных суперменов, а враги рисовались не такими уж и врагами. Так трудно, например, всерьёз сравнивать такие фильмы как «Чапаев» и «Два бойца» с «Бумбарашем», «Неуловимыми мстителями» или «Холодным летом пятьдесят третьего».

* * * * *

Да, конечно, в 60-80-е годы было создано немало шедевров советского кино – от «Бриллиантовой руки» и «Джентльменов удачи» до «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» и «Иронии судьбы».

Но главный их минус состоял в том, что они уводили внимание зрителя от советского патриотизма и неписаного правила «Общественное выше личного» («Раньше думай о Родине, а потом о себе») к собственным проблемам героев, их внутренним переживаниям или к лихо закрученному сюжету. Экраны заполонили детективы, боевики, комедии, «фильмы-катастрофы» и «исторические» фильмы, а мастерство режиссёров стало цениться больше не признанием их работ у советского зрителя, а «престижными» призами и премиями международных кинофестивалей.

* * * * *

С началом горбачёвской «перестройки» советское кино стало быстро превращаться в антисоветское. В фильмах начинают подниматься ранее «запретные» темы, на грани так называемой «чернухи», ещё недавно вполне себе советские режиссёры и актёры начинают соревноваться в поливании грязью прошлого и настоящего своей страны.

В октябре 1991 года, сразу после приснопамятного «путча», на экраны вышла антисоветская фантасмагория Э. Рязанова «Небеса обетованные», ставшая своеобразным «некрологом» Советскому Союзу, его кинематографу, а также и режиссёру, начинавшему с «Карнавальной ночи» и «Берегись автомобиля» и дошедшему до такого «творчества».

Символично, что именно эта картина была признана лучшим фильмом 1991 года по версии тогдашнего журнала «Советский экран», который тоже фактически уже перестал быть таковым.

* * * * *

Что же касается самого праздника 27 августа, то официально он был установлен в 1980 году, и назывался «День советского кино», с 1988 года — «День кино», а после 1991 года – уже «День российского кино».

М. Сметанин