КОНСТИТУЦИЯ 1936 ГОДА И ГЛАВНАЯ ОШИБКА ТОВАРИЩА СТАЛИНА

112 лет тому назад, в мае 1905 года в Иваново-Вознесенске началась общегородская забастовка рабочих, недовольных низкой зарплатой и тяжёлыми условиями труда. В забастовку включились более 70 тысяч рабочих 44 промышленных предприятий города. На своём общем собрании на реке Талка они избрали совет уполномоченных для ведения переговоров с фабрикантами в количестве 151 депутата – по одному от 500 рабочих крупных предприятий с численностью более 1000 человек, и также по одному — от каждого мелкого с меньшей численностью.

Это и был тот самый первый в России Совет рабочих депутатов, который фактически осуществлял реальную власть в городе в течение 72 дней. Главной политической силой в первом Совете была партия большевиков – РСДРП (б).

* * * * *

Затем, уже 100 лет назад, после февральской революции, Советы были созданы в Петрограде, Москве и других крупных городах России. Первоначально в них хозяйничали представители буржуазных партий, но к осени 1917 года большинство во многих Советах перешло к РСДРП (б).

Всё это, как известно, завершилось Октябрьской социалистической революцией, по итогам которой власть в стране окончательно перешла в руки Советов депутатов от рабочих и других угнетаемых классов тогдашнего населения, в первую очередь, беднейшего крестьянства.

Здесь нужно обратить особое внимание на то, как формировались эти Советы в революционные и последующие годы – по так называемому производственному принципу (как, кстати, формировался и первый Совет в Иваново-Вознесенске).

* * * * *

Производственный принцип означал то, что выборы в низовые Советы (небольшого города, района, сельского поселения) проходили не от жителей этих территорий, как сейчас, а от работников находящихся на данных территориях предприятий и организаций.

Например, выборы – открытым голосованием, безо всяких урн и бюллетеней – проходили на фабрике или заводе, где рабочие выдвигали и избирали из своих коллективов лучших их представителей, людей, которых все знали и уважали, передовиков производства и т.п. Затем избранные таким образом депутаты входили в состав местных Советов.

С производственным принципом формирования Советов были тесно связаны и другие важные принципы: делегирование в вышестоящие органы власти, возможность отзыва депутата и ограничение избирательных прав для отдельных категорий населения.

Первое из названного означало, что выборы не были прямыми, как, скажем, в нынешней России. Население избирало депутата, например, на уровень районного Совета, а затем районные Советы уже делегировали лучших из своих депутатов на областные съезды Советов, и далее – на Всероссийский и Всесоюзный съезды. То есть получается, что делегат высшего органа власти СССР избирался четырежды, проходя все ступеньки выборов – от родного села до Москвы.

С этим была связана и лёгкость отзыва такого депутата, так как на первой ступени его избирала небольшая группа хорошо знавших его людей, скажем, 2-3 заводских цеха, и в случае «неоправдания доверия» отозвать такого гражданина было нетрудно.

И, наконец, в первые годы советской власти были законодательно закреплены существенные ограничения на право избирать и быть избранными. Так Конституция РСФСР 1925 года предоставляла избирательное право только трудящимся, домохозяйкам в семьях трудящихся, военнослужащим Красной Армии, а также пенсионерам и инвалидам, ранее входившим в перечисленные категории населения. В то же время избирательного права были лишены: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли»; «лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.»; частные торговцы, служители церкви, бывшие полицейские, жандармы и т.д.

Вся эта избирательная система существовала в течение первых двух десятков лет советской власти. Затем всё вдруг резко изменилось.

* * * * *

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР, известную и тогда, и до сих пор, как «сталинская».

Она резко изменила избирательную систему Советского Союза. Были отменены все вышеназванные ограничения избирательного права, депутаты теперь избирались напрямую во все Советы – от сельского до Верховного. Из-за этого стало трудно, а фактически невозможно отозвать «проштрафившегося» народного избранника.

И самое главное – вместо производственного принципа формирования Советов был утверждён территориальный, когда голосование проходило на участках, образуемых на территориях избирательных округов, исходя из количества проживающего на них населения, без учёта решающего мнения располагавшихся здесь же конкретных трудовых коллективов. За ними осталось лишь право выдвижения кандидатов.

Почему всё это было сделано? По мнению тогдашнего руководства страны во главе с И.В. Сталиным, за 20 лет многое изменилось, и к 1937 году социализм в СССР был в основном построен, собственность на главные средства производства перешла в руки социалистического государства, эксплуататорские классы были уничтожены. А значит, отпала необходимость в жёсткой диктатуре пролетариата, в том числе и через выборы.

Хотя ещё в 1919 году В.И. Ленин указывал, что «первичной избирательной единицей и основной ячейкой государственного строительства является при Советской власти, не территориальный округ, а экономическая, производственная единица (завод, фабрика)».

* * * * *

Дальнейшая жизнь показала, что прав оказался всё-таки Ленин.

«Сталинская» Конституция, ослабившая власть трудящихся, постепенно наводнила партийные и советские органы представителями так называемой «номенклатуры», а фактически — старой и «новой», замаскированной до поры буржуазии. Постепенно усилившись в хрущёвские и брежневские годы, она открыто выступила против социализма в горбачёвские 80-е, и окончательно захватила власть в 1991 году.

Так было ли изменение избирательной системы СССР, закреплённое в Конституции 1936 года, умышленным со стороны Сталина, или это была его роковая ошибка?

Учитывая всё, что было сделано этим человеком для победы Октябрьской революции, социально-экономического развития страны, её спасения в годы гражданской и Великой Отечественной войны, приходится признать – это была одна из его ошибок, может быть, самая главная.

Однако ошибки Ленина и Сталина необходимо отличать от предательства и преступлений, которыми запятнали себя такие последующие руководители СССР как Хрущёв и Горбачёв. Эти не ошибались, а действовали вполне сознательно.

М. Сметанин