НА КЛАДБИЩЕ НЕЛЬЗЯ! А В ЦЕРКОВЬ – МОЖНО…

В воскресенье 19 апреля отмечается главный христианский праздник — Пасха.

Уже давно вошло в традицию, что многие жители Ивановской области посещают в этот день кладбища, где навещают могилы своих родственников, поминают их, приводят захоронения в порядок и т.п.

Другая, сравнительно немногочисленная часть ивановцев, следуя рекомендациям православной церкви, идёт на Пасху не на кладбища, а в храмы…

* * * * *

И вдруг в этом году всё внезапно изменилось. На мир (как-то странно – параллельно с обвалом цен на нефть, общим кризисом товарного перепроизводства и финансовым коллапсом) обрушилась новая «пандемия» под названием «коронавирус».

И, в рамках «борьбы» с сей иноземной заразой, власти, в том числе и в Ивановской области, начали всячески ограничивать контакты между людьми, поясняя эти непопулярные меры «опасностью распространения вируса».

И когда, из-за «самоизоляции», улицы наших городов практически опустели, 9 апреля правительство Ивановской области приняло ещё одно решение: «закрыть для посещения кладбища, кроме погребальных процессий».

Данное решение, чем бы оно ни мотивировалось, означает, что массовому посещению кладбищ на Пасху и в другие, ближайшие в календаре праздники поставлен кордон. Причём не только рекомендательный, а самый что ни на есть реальный – судебно-полицейский.

* * * * *

Соответствующее постановление: «О запрете на территории городского округа Вичуга посещения городских кладбищ» сразу же на другой день — 10 апреля – оперативненько подмахнул глава нашего славного города М. Баранов.

Вот цитата из этого постановления:

«…в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Запретить на территории городского округа Вичуга до особого распоряжения посещение городских кладбищ, за исключением проведения мероприятий по погребению.
  2. Директору MУП «Комбинат коммунальных предприятий г. Вичуга Ивановской области» Смирнову А.Е. принять меры, направленные на исключение посещения гражданами городских кладбищ, за исключением оформление услуг по погребению и участие в похоронах умерших.
  3. Рекомендовать начальнику МО МВД России «Вичугский» Морозову Е.В.:

3.1         Взять под контроль соблюдение гражданами требований о запрете на посещение юродских кладбищ.

3.2. Проводить мероприятия, направленные на пресечение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в период запрета на посещение городских кладбищ».

Дипломатично сказано: «принять меры», «взять под контроль», «проводить мероприятия, направленные на пресечение». Про дубинки, слезоточивый газ и водомёты пока ничего не говорится. Это, конечно, вселяет определённые надежды…

* * * * *

А что же церковь?

11 апреля пресс-секретарь патриарха Кирилла с интересной фамилией Легойда назвал решения властей многих регионов закрыть кладбища «разумной, ожидаемой и обоснованной мерой, которая обезопасит многих граждан».

Также он напомнил, что «практика посещения кладбищ на Пасху не является церковной традицией. Она сложилась уже в советское время. Пасха — время радости, а не скорби об усопших. В связи с этим отказ от посещения могил наших предков на Пасху не является грехом и предательством памяти скончавшихся».

То есть церковь – официально! – закрытие кладбищ поддержала.

* * * * *

Но, одновременно с этим, сама РПЦ прекращать свою «работу» не собирается. Призывая, с одной стороны, молиться дома и беречь здоровье, настоятели храмов их не закрывают, и, судя по всему, на Пасху они также будут открыты.

Но самое интересное, что и власти, закрыв почти уже всё что можно, церкви не трогают.

И что же получается: теперь на Пасху и в последующие за ней Красную горку и Радоницу находящимся на «самоизоляции» простым смертным путь на кладбища закрыт, а в церковь – милости просим…

* * * * *

Вот что по этому поводу сказал 14 апреля на совещании с главами городов и районов воцерковлённый губернатор Ивановской области С. Воскресенский:

«Я человек верующий и всегда на Пасху ходил в храм. В этом году я в храм не пойду. И всем рекомендую поступить также и возрадоваться празднику Пасхи дома. При этом храмы закрывать считаю кощунством, этого делать нельзя».

* * * * *

Ему вторит и настоятель Вичугского Воскресенского (старого) храма (белой церкви) игумен Филарет (в миру С. Соловьёв) на своём церковном сайте:

«Дорогие братья и сестры!

В связи со сложившейся сложной ситуацией эпидемии коронавируса, мы все вынуждены пребывать в режиме самоизоляции. Но даже при отсутствии прихожан, продолжается совершение богослужений, храм открыт и действует… В это нелегкое время обращаемся к вам, прихожанам и друзьям Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга, с призывом по возможности поддержать наш храм, а также ваших духовных наставников — священников, трудников прихода, продолжающих нести своё служение. Необходимо оплачивать коммунальные услуги и налоги, заработную плату работникам прихода. Рады будем любой помощи. Перечислять пожертвования можно на карту Сбербанка: …. …. …. …., с пометкой «на храм» или «на нужды храма»… Также вы можете внести пожертвования на храм через «Робокассу».

Вот как-то так: все мы в самоизоляции, но храм открыт, можете даже не приходить, но деньги перечислять не забывайте.

* * * * *

Что же касается заявления патриаршего пресс-секретаря о том, что, дескать, на кладбища в Пасху народ стал массово ходить только «уже в советское время», то это, конечно, неправда.

Вообще этот праздник под названием Песах возник более 3 тысяч лет тому назад на Ближнем Востоке, в древних традициях религии иудаизма, когда никакого христианства и в помине не было. И символизировал он освобождение древних евреев из-под власти Египта.

Затем, уже в начале нашей эры, Пасха стала христианским праздником, постепенно изменив свой смысл – с поминального обряда, посвящённого воспоминанию о смерти Христа, до прославления его воскрешения (только с IV века нашей эры).

На земли, заселённые славяно-угро-финскими племенами (будущую Россию) христианство, как известно, пришло из Византии лишь в X веке, всего немногим более тысячи лет тому назад. И сразу же начало активно вытеснять господствующие среди тогдашнего местного населения языческие верования, «крестив Русь» в 988 году.

Каждому языческому празднику постепенно придавалось новое, христианское значение, а христианским святым были приписаны привычные для славян признаки языческих богов. Так Коляда — древний праздник зимнего солнцестояния — постепенно превратился в Рождество Христово. Купайло — летнее солнцестояние — переименовали в праздник Иоанна Крестителя, которого в народе до сих пор называют Иваном Купалой. А что касается христианской Пасхи, то она «совпала» с языческим праздником Нового года (Великдень или Масленица), который отмечали в день весеннего равноденствия, в марте, когда оживала природа.

В дни этого праздника пекли блины (они символизировали солнце), разрисовывали яйца и выпекали куличи (символы плодородия), сжигали чучело Зимы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.

А также — массово посещали кладбища, приносили еду, раскладывали её на могилах, и устраивали здесь же поминовения усопших родственников.

С течением времени христианство где-то «побороло» многие эти традиции, а где-то «приватизировало», подогнав языческие верования под свои каноны. Так Масленица частично стала Пасхой, регулярно умиравший и воскресавший языческий Даждьбог – Христом, яйца плодородия – символом «воскресения», а хождение на кладбища заменилось (тоже частично) походами в церковь. Естественно, с соответствующими материальными пожертвованиями в её пользу… Последнее – самое важное.

Что же до советского времени, то тогда, особенно в 20-30-е и в 50-е годы, ввиду закрытия многих церквей и мощной антирелигиозной пропаганды, народ в Пасху действительно стал больше ходить на кладбища, но вообще эта традиция – гораздо старше христианства.

* * * * *

Возвращаясь же к нашему 2020 году, можно сказать, что и власти, и РПЦ, в едином порыве, похоже, стараются использовать «корона-кризис» для отвлечения населения от «неправильного» посещения кладбищ и направления его в «лоно церкви».

Которая, как и любая другая коммерческая структура, нуждается в рынке сбыта своих специфических услуг. Как говорится, бизнес – ничего личного…

М. Сметанин