ОГНЕННЫЙ ТАРАН КОНСТАНТИНА ЗАХАРОВА

75 лет тому назад — 13 января 1944 года — в районе западнее города Мозырь (Гомельская область) четверка истребителей Як-9 233-го истребительного авиаполка штурмовала автоколонну противника.

Несмотря на сильный зенитный огонь, летчики уничтожили и зажгли несколько автомашин. Когда у командира закончился боекомплект, он не вышел из боя и повел свою группу в третью атаку. В этот момент его самолет был подожжён зенитным снарядом. Отважный летчик направил объятую пламенем машину в центр скопления фашистских войск. За штурвалом истребителя был капитан Константин Захаров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Захарову Константину Фёдоровичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Родина будущего героя — наш Иваново-Вознесенск. В этом году 2 апреля исполнится 100 лет со дня рождения Героя. Отец — Захаров Федор Яковлевич — работал кассиром на железнодорожной станции Иваново, затем кладовщиком на коптильном заводе. Мама вела домашнее хозяйство. В 1936 году Константин окончил 7 классов школы №38 что на улице Павлова. В том же году поступил в Ивановский химический техникум, одновременно занимался в ивановском аэроклубе. 

В 1937 году, со второго курса техникума, был призван в Красную Армию. В 1939 году окончил Пермскую военно-авиационную школу. Был направлен в 24-й истребительный авиаполк Московского военного округа. В начале июня 1941 года переведен пилотом в 233-й истребительный авиаполк.

С первых дней Великой Отечественной войны летчик-истребитель Захаров участвовал в воздушных боях. В составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО защищал небо Москвы. В самые напряженные дни он делал по 7-8 боевых вылетов. В дальнейшем воевал на Западном, Брянском, Центральном и Белорусском фронтах. Летал на истребителях И-16, МиГ-3, Як-7б, Як-9. Член ВКП(б) с 1942 года. 

Учитывая высокие боевые качества и организаторские способности, в январе 1942 года Захаров был назначен командиром эскадрильи. Под руководством молодого талантливого командира эскадрилья совершила за два года более двух тысяч боевых вылетов, провела десятки воздушных боев, в которых сбила 70 истребителей и 21 бомбардировщик противника. Особо интенсивными были бои в небе Курской дуги.

Всего к январю 1944 года капитан Захаров совершил 190 боевых вылетов, из них штурмовок войск противника 11, разведок войск противника — 9, прикрытий военных объектов и своих войск — 97, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков — 65, перехватов самолетов противника — 4, прочих боевых вылетов — 6. Провел 41 воздушный бой, в котором сбил лично 15 самолетов противника и 1 в групповом бою, также посадил одного на нашей территории. Был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.

Похоронен в городе Мозырь, на Кургане славы. 

В Иваново, у здания бывшей школы №38 (улица Павлова 15/26) установлен обелиск учащимся школы, павшим в боях за Родину. Среди имен высечено и имя Захарова. На улице его имени и на здании школы установлены мемориальные доски. Мемориальная доска также была установлена на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, в коллектив ремонтно-механического цеха которого он был зачислен.

Использованы фото и материалы из фондов музея бывшей школы №38.

С. Каргапольцев