ОТ НОВГОРОДСКОГО ВЕЧЕ – К «ОБНУЛЁННОЙ» КОНСТИТУЦИИ

Приближение финала разворачивающегося на наших глазах предвыборного «марафона» навеяло желание полистать страницы прошлого, и восстановить в памяти основные события российской истории, как-то связанные с какими-либо выборами.

Конечно, Россия не имеет такой богатой «избирательной» истории как Греция, где голосовали за кандидатов ещё до нашей эры, или Исландия, где первый парламент собрался на своё первое заседание больше тысячи лет тому назад – в 930 году.

Но уже в XII веке зачатки демократии начали своё шествие и по территории, впоследствии называемой Россией, а, вернее, сначала в Новгородской, а затем и в Псковской феодальных республиках. Здесь, в отличие от Киевской и Московской Руси основная власть принадлежала не князьям, а общему собранию горожан (вече), которое принимало законы, устанавливало налоги, избирало главных чиновников и даже главу местной церкви – архиепископа. Иногда, в основном, при серьёзной военной угрозе, вече приглашало наёмного «сити-менеджера» — князя, который потом так же легко отстранялся от дел. Таким временным «главой администрации» был, например, Александр Невский, дважды спасший новгородцев и псковичей – сначала от шведов, а затем от рыцарей Ливонского ордена.

Однако вся эта средневековая «демократия», бывшая на самом деле, формой диктатуры местных бояр – полуземлевладельцев-полуспекулянтов и купечества – завершилась после подпадения Новгорода (в 1478) и Пскова (в 1510) под власть Москвы.

С образованием централизованного Московского царства необходимость в парламентаризме и в настоящих выборах надолго отпала. Царю, а затем и императору никакое вече было не нужно.

В последующие столетия власть нуждалась только в совещательных, сословно-представительных органах (типа современных общественных палат), которые бы безоговорочно поддерживали политику власти, и через которые власть хоть как-то бы узнавала о том, что творится «внизу».

В первой половине XVI века учреждаются новые «органы местного самоуправления» – губные и земские избы, а также время от времени, «на федеральном уровне» созываются Земские соборы.

Однако эти соборы не избирались, а формировались по классовому принципу и по занимаемым должностям. Естественно, что костяк соборов составлял правящий класс крупных землевладельцев – бояр плюс дворяне, чиновники, купцы и прочие «лучшие люди».

Земские соборы объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Это, правда, случилось всего трижды, да и то в период «смутного времени», когда были «избраны на царство» Борис Годунов (1598), Василий Шуйский (1606) и Михаил Романов (1613).

Затем, с конца XVII и до начала XX века никаких центральных представительных органов в России не существовало, монархия с Петра I и до молодого Николая II была абсолютной. На местах существовали сословные органы – городские думы, дворянские собрания, которые, конечно, никакой реальной властью не обладали.

Незначительно ситуация изменилась после земской (1864) и городской (1870) реформ. Земства избирались по сословиям. Избиратели делились на три курии: помещики, крестьяне и горожане — владельцы недвижимости. В городах учреждались городские думы, которые, однако, тоже избирались «богатенькими буратинами»: владельцами торговых и промышленных заведений, купцами, попами и всеми, кто владел недвижимостью и платил налоги в городскую казну. Естественно, что представителям царской власти (губернаторам, градоначальникам и т.д.) эти декоративные учреждения никак не мешали.  

Пламя первой русской революции заставило царское самодержавие пойти на уступки, и 27 апреля 1906 в России открылся первый «почти настоящий» парламент – Государственная дума. За последующие 11 лет, до февральской революции этот орган пережил четыре созыва, два из которых были досрочно прекращены – по инициативе императора.

В целом, несмотря на внешние признаки парламента западного типа, Государственная дума России оставалась весьма ограниченной в правах, и только пыталась выражать интересы экономически усилившегося к началу ХХ века класса капиталистов, при лидирующей роли помещиков и царской монархии.

После февральской революции и отречения царя, власть в стране перешла в руки буржуазного временного правительства, которое получило такое название, так как должно было действовать временно — до созыва так называемого Учредительного собрания – своего рода Земского собора ХХ века. Однако последовавшая затем Великая Октябрьская социалистическая революция нарушила эти планы.

В советской республике системой органов власти стали Советы депутатов трудящихся, первый из которых был стихийно образован ещё в 1905 году в Иваново-Вознесенске, в ходе общегородской рабочей забастовки.

Первая Конституция РСФСР 1918 года провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательными правами были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие Красной Армии.

В то же время был введён значительный круг ограничений: не могли избирать и быть избранными в Советы лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала и т.п.); частные торговцы; церковники; бывшие полицейские и жандармы; члены бывшей царской фамилии и др.

Советы формировались преимущественно по производственному, а не по территориальному принципу, выборы депутатов проходили открытым голосованием в трудовых коллективах – непосредственно на заводах, фабриках, сельхозпредприятиях, собраниях трудящихся определённых профессий или рода занятий.

Выборы были многоступенчатыми – депутаты избирались только в местные Советы, откуда уже делегировались во все вышестоящие органы власти, вплоть до Всесоюзного Съезда Советов.

Кроме того, в первые два десятка лет советской власти, не на бумаге, а на практике проводились в жизнь такие принципы как сменяемость власти (беспрепятственный отзыв депутатов, даже делегированных в Москву, избравшим его трудовым коллективом); отсутствие разделения властей, подчинение исполнительной и судебной властей законодательной власти; недопустимость подчинения Советов партии, а также дублирования полномочий Советов партийными органами.

Вся эта система явилась, без преувеличения, пиком, высшим достижением политической организации общества за всё время его существования. Никогда ещё человек труда не чувствовал себя настоящим хозяином своей страны, как в этот период. А те избирательные ограничения, касающиеся эксплуататорских классов общества, лишь укрепляли власть трудящихся – единственную по-настоящему демократическую власть, действовавшую в интересах всего общества.

Дальнейшие события, к сожалению, начали постепенно сводить все эти революционные завоевания на нет. Конституция СССР, принятая в 1936 году, отказалась от практически всех вышеуказанных достижений предыдущего периода, постепенно превратив выборы в Советском Союзе в подобие буржуазных, и также постепенно заменив диктатуру пролетариата (власть трудящихся) диктатурой партии.

Все эти контрреволюционные «реформы» были затем подтверждены решениями XXII съезда КПСС (1961) и Конституцией СССР 1977 года. После этого события 1990-1991 г.г. вернули политическую систему страны на уровень февраля 1917-го.

За последние же 30 лет даже эта буржуазная «демократия» подверглась дальнейшим «улучшениям» в виде отмены порога явки на выборах и голосования «против всех», отмены прямых выборов мэров и губернаторов, введения партийных списков, «муниципальных фильтров» и т.п. Последние новации уже 2020 года – поправки в действующую конституцию, повысившие роль неизбираемого населением Госсовета и «обнулившие» сроки полномочий президента, да многодневные голосования на придомовых территориях, у песочниц и мусорных контейнеров.

История повторяется…

М. Сметанин