ПАМЯТИ А.И. КОНОВАЛОВА

Ровно 70 лет тому назад — 28 января 1949 года в Париже скончался один из самых известных уроженцев Вичугского края — Александр Иванович Коновалов.

* * * * *

В 1812 году крепостной крестьянин помещика Хрущова Пётр Кузьмич Коновалов организовал в селе Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии (сейчас – центр города Вичуга) небольшое красильное заведение, ставшее затем, спустя 100 с лишним лет, одним из флагманов текстильной промышленности Советского Союза – фабрикой имени В.П. Ногина.

Любопытно, что ещё с тех «наполеоновских» времён в Вичуге сохранилось здание, в котором помещалась первая коноваловская красильня – сейчас это двухэтажный кирпичный и до сих пор жилой(!) дом №1 по ул. Ульяновская.

207 лет тому назад он был ещё одноэтажным…

После смерти П.К. Коновалова в 1846 году, в «дело» вступает его сын – Александр Петрович. К этому времени предприятие в Бонячках было уже не только красильным, но и бумагопрядильным и стало располагаться уже на территории современной фабрики. В 1857 году здесь была установлена вторая в Костромской губернии паровая машина, красильное производство в 1870 году переводится на вновь открытую фабрику в посёлке Каменка (ныне «Красный Октябрь»). В 1871 году, благодаря стараниям Александра Петровича, через Вичугу прошла железная дорога Иваново-Кинешма, а в 1887 году он, один из первых в России, телефонизировал свои фабрики, соединив телефонной линией Каменку с Бонячками. Также при А.П. Коновалове в селе, ставшем затем центром нашего города, появились кирпичные «рабочие казармы», баня, парк, «коноваловский» пруд и др.

В 1889-1897 г.г. хозяином предприятия был сын Александра Петровича – Иван Александрович. Он значительно расширил и переоснастил производственные мощности, превратив предприятие в комбинат с замкнутым циклом производства: прядение-ткачество-отделка.

В 1897 году предприятие из единоличной «вотчины» было преобразовано в паевое «Товарищество Мануфактур Ивана Коновалова с Сыном». В состав правления вошёл сын Ивана Александровича – Александр.

* * * * *

Александр Иванович Коновалов родился 17 (29) сентября 1875 года.

Самым ярким талантом, проявившимся в нём с детства, стал музыкальный. В семье Коноваловых гостил Сергей Рахманинов, который обучал Александра нотной грамоте и игре на фортепиано.

В 1894 году Коновалов поступил на физико-математический факультет Московского университета, но спустя полтора года бросил его, после чего окончил профессионально-техническую школу прядения и ткачества в Мюльгаузене (Германия).

О личной жизни А.И. Коновалова известно то, что он был женат дважды – в первый раз на родной сестре известного московского (с лухскими корнями) заводчика и банкира, своего делового партнёра Н. Второва, и во второй – на француженке, которая до замужества служила гувернанткой у тезинского фабриканта И. Кокорева. От первого брака у А.И. Коновалова был единственный сын Сергей.

* * * * *

На рубеже XIX-XX веков Александр Коновалов, ещё при живом отце (который умер только в 1924 году) фактически становится хозяином «дела».

Примерно за 15 лет руководства предприятием ему удалось сделать следующее.

Произошло значительное расширение производства. В 1912 году, по сравнению с 1894, почти удваивается количество прядильных веретён, вводится в строй новый ткацкий белоколонный «бетонный» корпус, ставший впоследствии символом «Ногинки» и одним из символов Вичуги.

Резко увеличивается численность работающих. Если в 1890 году она составляла около 2200 человек, то к 1912-му достигла 6000 рабочих – 5000 в Бонячках и 1000 в Каменке.

Если до начала ХХ века продукция коноваловских фабрик сбывалась, в основном, на ярмарках Центра России, то накануне I мировой войны торговые отделения Товарищества работали в Минске, Коканде, Ташкенте, Ростове-на-Дону, Владивостоке и Варшаве.

Кроме успешного решения технических и производственных проблем, коноваловские фабрики славились и «блестящей постановкой рабочего вопроса». В начале ХХ века фабрики работали в две смены по 9 часов каждая. В 1915 году средняя зарплата рабочих составляла 32 руб. в месяц, когда как в целом по текстильным предприятиям Костромской губернии – не более 20 руб. Это способствовало сравнительно меньшему, чем на других предприятиях, количеству забастовок и других массовых волнений.

* * * * *

Надо заметить, что коммерческие успехи младшего Коновалова были обусловлены не только предпринимательским талантом Александра Ивановича, но и тем, что, во-первых, он начинал не на пустом месте, а получил в наследство от своих предков уже отлаженное производство, и, во-вторых, лоббированием им, используя в том числе в дальнейшем и кресло депутата Госдумы, своих коммерческих интересов в госструктурах, особенно в годы I мировой войны. Известна активная работа Коновалова в так называемом Центральном Военно-промышленном комитете, который занимался распределением военных заказов. Понятно, что во время войны, по сравнению с мирным временем, потребность в тканях для обмундирования армии возрастала многократно.

Именно баснословные прибыли, нажитые на двух войнах (русско-японской и I мировой), позволяли таким деятелям как Коновалов, развивать производство, проявлять заботу о своих работниках, заниматься благотворительностью, строить дворцы и храмы…

* * * * *

За не слишком долгие годы своего руководства предприятием Александр Иванович построил: Свято-Воскресенскую («белую») церковь, приют для престарелых рабочих, рабочий посёлок Сашино, посёлок Серёжино для служащих и медперсонала, больницу с родильным приютом, ясли для детей рабочих на 160 мест, реальное училище в Кинешме, шоссе до Семигорья и, конечно же, «жемчужину вичугской архитектуры» — Народный дом (ныне Дворец культуры).

Кроме того, в начале ХХ века по инициативе и на средства А.И. Коновалова были произведены следующие благотворительные акции:

-содержание за счёт фирмы больниц в Бонячках и Каменке, яслей, одной двуклассной и трёх земских школ, «Общественного собрания служащих», бесплатных квартир для учителей и др.;

-создание потребительских обществ – прообраза будущей потребкооперации;

-организация «Больничной кассы» для рабочих;

-учреждение «Сберегательно-вспомогательной кассы» для служащих фабрики;

-организация выдачи т.н. «квартирных денег» для рабочих, снимающих частное жильё;

-организация бесплатных библиотек в Бонячках и Каменке, а также «чтений на религиозно-нравственные, литературные, исторические, географические и медицинские темы»;

-учреждение 9 стипендий его имени в Кинешемском реальном училище и ещё одной – в Московском коммерческом институте;

-организация выплаты пособий семьям мобилизованных на фронт рабочих.

* * * * *

И здесь опять же надо чётко понимать, что выражение «на средства А.И. Коновалова» значит, что все величественные архитектурные памятники, до сих пор украшающие Вичугу, строились, и все благотворительные акции производились за счёт труда рабочих коноваловских фабрик. И сам процесс создания материальных ценностей производился, естественно, не лично Коноваловым, а усилиями тысяч трудящихся.

Наживаясь, как и все капиталисты, на труде своих работников, да ещё попав «в струю» выгодной рыночной конъюнктуры, Коновалов не прочь был отщипнуть немного от своей прибыли на строительство и благотворительность.

Так, например, согласно архивным данным, сметная стоимость Народного дома (Дворца культуры) составляла в 1915 году 220 тысяч рублей. А ещё за 1912 год чистая прибыль коноваловских фабрик составила 875 тысяч, притом, что основной капитал всей фирмы определялся в сумме 7 млн. рублей.

* * * * *

Осенью 1912 года Коновалов был избран депутатом Государственной Думы России, где становится одним из лидеров т.н. «Прогрессивного блока», вобравшего в себя либеральное крыло русской буржуазии и интеллигенции.

Кроме думской трибуны, Александр Иванович до февральской революции 1917 года активно работает в «Обществе фабрикантов хлопчатобумажной промышленности», Центральном Военно-промышленном комитете, сотрудничает в издании оппозиционной газеты «Утро России», выражавшей взгляды партии прогрессистов.

Также известна и причастность А.И. Коновалова к масонству. Александр Иванович являлся членом «Верховного совета» тайной масонской ложи «Великий Восток народов России» — филиала ложи «Великий Восток», находившейся во Франции. Масонами были и несколько коллег Коновалова по Временному правительству, в частности, Керенский, Терещенко и Некрасов.

* * * * *

2 марта 1917 года Александр Иванович был назначен министром торговли и промышленности Временного правительства. Но уже в мае он подаёт в отставку, в июне участвует в работе I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, в июле переходит из партии прогрессистов в партию кадетов, а с 25 сентября вновь становится «временным» министром торговли и промышленности, а также заместителем премьер-министра А. Керенского.

А 25 октября 1917-го, когда Керенский сбежал из столицы, Коновалов, возглавив правительство, около полусуток формально был руководителем всей страны.

В 2 часа ночи 26 октября, после взятия Зимнего дворца большевиками, он, вместе с другими министрами был арестован и помещён в Петропавловскую крепость.

В феврале 1918 года Коновалов был освобождён из тюрьмы и вскоре уехал за границу, во Францию. Одновременно с этим, 2 февраля был издан декрет Совнаркома, подписанный лично В.И. Лениным, который «постановил конфисковать всё имущество фабрик «Коновалова» в Костромской губернии… и объявить его собственностью Республики».

* * * * *

Поселившись во Франции, А.И. Коновалов занимался журналистикой в газете русской эмиграции «Последние новости», был одним из руководителей «Российского земско-городского союза» (Земгора), занимавшегося устройством русских эмигрантов за рубежом, а порой даже выступал с сольными концертами как пианист.

После начала второй мировой войны и оккупации Парижа немецкими войсками, Коновалов в 1940 году бежал в Португалию, затем с июня 1941 года поселился в США.

После окончания войны он вернулся во Францию, где и умер 28 января 1949 года, в возрасте 73 лет. Похоронен в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

* * * * *

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Также изменяется и наша оценка происходящих когда-то событий и участвовавших в них людей.

Всё это можно сказать и о нашем выдающемся земляке – Александре Коновалове – последнем представителе династии самых известных вичугских капиталистов.

М. Сметанин