ПОЧЕМУ СЕЙЧАС РОЖДЕСТВО ОТМЕЧАЮТ НЕ ДО, А ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА?

Вслед за всенародным празднованием Нового года, как известно, идёт ещё один праздник — Рождества Христова. Отмечается он в России 7 января.

Хотя все знают, что, например, жители стран Европы то же самое Рождество (только католическое или протестантское, а не православное, но это не принципиально) уже отметили ещё 25 декабря, то есть за неделю до Нового года.

Если же заглянуть в нашу историю лет на сто с лишним назад, то можно убедиться, что в дореволюционной России Рождество праздновали тоже 25 декабря.

Как же так получилось, что этот праздник вдруг «переместился» в календаре на целых две недели?

* * * * *

Первые упоминания о праздновании Рождества именно 25 декабря относятся к середине IV века нашей эры. По одной из версий, это было вызвано желанием набирающей тогда силы христианской церкви вытеснить распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, отмечаемый как раз 25 декабря.

Позднее, в Киевской Руси праздник Рождества стал официальным торжеством после крещения славян князем Владимиром в конце X века. Отмечался он тоже 25 декабря, а после него шёл Васильев день (1 января), хотя Новый год в те времена праздновался 1 марта.

Потом, в 1492 году новогодний праздник в России «переехал» на 1 сентября, а с 1699 года, по указу Петра I — на 1 января, да так и «остался» здесь до настоящего времени.

После этого, с церковной точки зрения, всё стало логично: сначала 40-дневный пост, потом Рождество, потом весёлые разгульные святки, в ходе которых отмечался и Новый год.

* * * * *

Всё изменилось в 1918 году.

Советская власть произвела переход с древнего юлианского на современный григорианский календарь, по которому тогда жило большинство стран мира. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западно-европейского календаря», подписанному В.И. Лениным, после 31 января 1918 года сразу же наступило 14 февраля (переход на так называемый «новый стиль», отличающийся от «старого» в ХХ веке на 13 дней).

Но неправильно думать, что большевики «перенесли» Рождество с 25 декабря на 7 января. Нужно понимать, что «перенос» касался и касается только тех событий, которые УЖЕ ПРОИЗОШЛИ до 14.02.1918, но не последующего времени. И если б после смены календарей ничего бы не случилось, то и сейчас бы жители России отмечали Рождество точно так же, как и до революции – 25 декабря.

* * * * *

Однако – случилось. Русская православная церковь категорически отказалась переходить на новый, «большевистский» календарь.

По официальной версии церковников, из-за «канонических нарушений», например, проблем с расчётом даты праздника Пасхи, сокращения длительности некоторых постов, и по другим второстепенным доводам.

На самом же деле всё, как всегда, объяснялось вполне земными, материальными причинами. Ещё до «календарной реформы», в начале того же 1918 года Совет народных комиссаров принял ещё  один декрет — «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому РПЦ лишалась финансирования и покровительства государства, у неё отнималось право владеть какой-либо собственностью (даже передаваемыми ей лишь в пользование зданиями храмов и церковной утварью, вплоть до икон), она отстранялась от регистрации рождений, смертей и браков, от преподавания в школах и вузах, и т.д.

То есть – от источников своих главных доходов. Как тут не «обидеться» на какой-то там календарь, когда речь идёт о потере веками складывавшегося бизнеса?

* * * * *

В результате отказ РПЦ от перехода на европейский календарь привёл к большой путанице, и, в частности, к тому, что, продолжая отмечать Рождество «по-старому», сами церковники «переместили» его с 25 декабря на 7 января.

В итоге получилась странная ситуация, когда Рождество в России празднуют на две недели позже большинства христианских стран мира, а Новый год  отмечается во время рождественского поста (во время которого ни пить спиртное, ни объедаться, никаким образом веселиться, по церковным канонам, категорически нельзя).

В СССР Рождество официально никак не отмечали. И только незадолго до распада Союза, в декабре 1990 года ельцинский Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее этот праздник нерабочим днём. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул».

* * * * *

Современная православная церковь, так же, как и более века тому назад, категорически отказывается от перехода на григорианский календарь.

Но мало этого – с некоторых пор даже предпринимаются попытки «вернуть» Россию к ветхозаветному юлианскому календарю. Так в ноябре 2018 года, группа депутатов госдумы от ЛДПР (партии, которая, как известно, «при определённых условиях», поддержит любую инициативу) выступила с законопроектом о переходе РФ на юлианский календарь, то есть о «возвращении» страны на 13 дней назад. На словах – затем, чтобы «восстановить историческую справедливость», а на деле – чтоб как-то «насолить» Ленину и советской власти, пусть даже задним числом. Любопытно, что одним из инициаторов данного проекта был тогдашний депутат-жириновец М. Дегтярев – ныне губернатор Хабаровского края.

Однако правительство не поддержало инициативу депутатов ЛДПР. И, наверное, не из политических соображений, а просто смекнув, что в таком случае, пересекая границу, наши государственные деятели будут не только стрелки переводить, но и календари перелистывать. И поездки за рубеж, к своим особнякам, яхтам, капиталам и семьям станут для них настоящим «путешествием во времени»…

М. Сметанин