ПУТЬ В ПОЛВЕКА: ОТ «КОПЕЙКИ» ДО RENAULT LOGAN

24 марта исполнилось 50 лет пуску в промышленную эксплуатацию Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в городе Тольятти Куйбышевской (сейчас Самарской) области СССР (сейчас РФ).

* * * * *

С начала 1960-х годов в мире, особенно в США и странах Европы, начался автомобильный бум. С каждым годом рос выпуск машин, увеличивался парк личных авто.

В СССР массовая покупка автомобилей гражданами стала возможна ещё в начале 1950-х годов, однако тогда импорт не практиковался, а выбор отечественных легковушек был невелик: между относительно дешёвым «Москвичом» и дорогой «Победой». Позже появились соответственно «Запорожцы» и «Волги», но нужен был какой-то средний вариант, что-то вроде немецкого Volkswagen — «народного автомобиля» — по качеству, надёжности, презентабельности и, главное, цене.

Таким и стал автомобиль «ВАЗ», в советские годы больше известный в народе как «Жигули».

* * * * *

Говорят, что инициатором создания советского «фольксвагена» стал ни кто иной, как председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин, вошедший в историю как автор и вдохновитель одноимённых «косыгинских реформ» (1965-1970), активно продолживших хрущёвское разрушение социалистической экономики путём внедрения в неё капиталистических «инструментов» – хозрасчёта, рентабельности, самоокупаемости, прибыли и т.п.

Собственно говоря, Волжский автомобильный завод – детище главного брежневского «реформатора» — и сам, в итоге, можно сказать, пал жертвой своего же «родителя», превратившись сегодня фактически в иностранную компанию.

Однако, обо всём по порядку.

* * * * *

Правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и, таким образом, удовлетворять спрос населения на личное автотранспортное средство.

И уже с самого начала реализации проекта взгляды чиновников обратились на «загнивающий Запад» — «для ускорения» нового автозавода было решено привлечь иностранных (капиталистических) специалистов.

После некоторого поиска выбор пал на итальянский концерн FIAT, который ещё в 1966 году представил свою новую модель малого класса FIAT 124, ставшую прообразом будущей вазовской «копейки».

Было решено построить новый автозавод в городе Тольятти. По контракту, подписанному между FIAT и минавтопромом СССР, итальянцы готовили технический проект завода, его технологическое оснащение и обучение специалистов.

* * * * *

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. И уже через две с половиной недели — 21 января — был вырыт первый кубометр земли под строительство первого цеха завода.

С 1969 года начался монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 советских и 900 иностранных заводах.

19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

Также любопытно, что за четыре дня до этого события Волжский автозавод неизвестно зачем посетил Генри Форд-младший – богатейший американский автопромышленник, владелец Ford Motor Company, уже в те годы – долларовый миллиардер. Может, приценивался?

* * * * *

И, наконец, ровно полвека тому назад — 24 марта 1971 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автомобильного завода, которая в дальнейшем будет выпускать по 220 тысяч автомобилей в год.

И уже менее чем через четыре месяца — 16 июля 1971-го — был выпущен 100-тысячный автомобиль марки ВАЗ-2101.

В 1972 году Волжскому автозаводу было присвоено имя 50-летия СССР.

А 22 декабря 1973 года, после выпуска миллионного автомобиля, указом Президиума Верховного Совета СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

За архитектуру комплекса зданий завода, её авторам в 1977 году была вручена Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры.

* * * * *

Из полувековой истории «ВАЗа» на советский период приходится только 20 лет. Однако именно это время стало для Волжского автозавода лучшим во всех отношениях.

В 1990 году, в последний год существования советской экономики, АвтоВАЗ произвёл 743 600 автомобилей. Это составляло 37% от всей автомобильной техники, выпущенной в СССР, и 59% всех легковых автомашин, произведенных в стране. Также стоит отметить, что в 80-е годы СССР занимал 5-е место в мире по производству автомобилей после США, Японии, ФРГ и Франции.

В советские годы завод, кроме легендарной «копейки» (ВАЗ-2101), начал и в дальнейшем продолжал выпускать ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, ВАЗ-2104, ВАЗ-2107, ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-1111 («Ока»), ВАЗ-2121 (внедорожник «Нива»).

Не только за советский период, но и за все 50 лет существования автозавода, лидерами по количеству выпущенных машин стали такие модели как

— ВАЗ-2101 – 4 млн. 347 тысяч штук;

— ВАЗ-2106 – 4 млн. 175 тысяч штук;

— ВАЗ-2107 – 2 млн. 875 тысяч штук;

— «Нива» — 2 млн. 231 тысяч штук;

— ВАЗ-2105 – 2 млн. 90 тысяч штук;

— ВАЗ-2109 – 1 млн. 492 тысяч штук;

— ВАЗ-2103 – 1 млн. 305 тысяч штук.

К концу 80-х годов АвтоВАЗ экспортировал более трети своей продукции. Под брендом «Лада» машины поставлялись в такие страны как ФРГ, Япония, Франция, Великобритания, где конкуренция на авторынках традиционно очень высока. Только в одной Франции и только в 1987 году было продано 27 тысяч автомобилей, выпущенных в Тольятти. Самой успешной экспортной моделью «ВАЗа» за всю его историю считается «Нива».

* * * * *

На 1 января 1990 года в производственном объединении «АвтоВАЗ» трудилось в общей сложности около 240 тысяч человек, из них непосредственно в Тольятти работало порядка 130 тысяч.

В 80-е годы предприятие давало более 2% всего национального дохода страны. За 20 лет, за счёт налогов, «АвтоВАЗ» окупил все расходы на его запуск несколько десятков раз.

До 1991 года завод нёс на себе всю «социалку», включая обеспечение своих работников бесплатным жильём, сдавая в эксплуатацию по 200-300 тыс. кв. метров в год, а также по 2-3 школы и 5-6 детских садов ежегодно. В Автозаводском районе Тольятти были построены и полностью содержались предприятием дворец спорта «Волгарь», стадион «Торпедо», Дом культуры и техники, спортивный комплекс «Олимп», поликлиники и два санатория: «Прилесье» и «Алые паруса».

Также интересно отметить, что с момента начала работы автозавода в 1971 году и до 1991 года (всего за двадцать лет) население города Тольятти возросло со 170 тысяч до 650 тысяч человек, то есть почти в 4 раза!

* * * * *

После распада СССР «ВАЗу», как и всем промышленным гигантам советской эпохи, пришлось полностью реорганизовать свою деятельность. В 1991 году Волжский автомобильный превратился в «Акционерное общество ВАЗ», а в 1993-м было образовано АО «АвтоВАЗ», существующее до сих пор.

В 1990-х — начале 2000-х годов за контроль над заводом разразилась самая настоящая криминальная война, в ходе которой, как говорят, погибло около 500 человек – от коммерсантов и бандитов, до журналистов и милиционеров.

В итоге на настоящий момент, по имеющимся данным, бывший Волжский автозавод полностью принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., которая, в свою очередь, на 32% состоит из российской госкорпорации «Ростехнологии» («Ростех») и на 68% — из французско-японской транснациональной корпорации Renault–Nissan–Mitsubishi Alliance.

Короче говоря, косыгинские заигрывания 60-х годов с мировой буржуазией логически завершились спустя несколько десятков лет фактической приватизацией предприятия теми же самыми «западными партнёрами».

Можно только добавить, что в настоящее время на «АвтоВАЗе» работает всего около 35 тысяч человек (сравни с СССР), продолжаются ежегодные сокращения коллектива, объём производства, по сравнению с 1980-ми годами уменьшился примерно вдвое, а в целом бывший советский автогигант, по сути, превратился в «отверточное производство» для сборки второсортных французско-японских моделей и выпуска собственных «тазиков».

М. Сметанин