РОДИНЕ ПЕРВОГО СОВЕТА ИСПОЛНИЛОСЬ ПОЛТОРА ВЕКА

150 лет назад — 21 июля (2 августа) 1871 года император Александр II утвердил принятое комитетом министров России переименование села Иваново и Вознесенского посада Владимирской губернии в «безуездный город Иваново-Вознесенск».

Так полтора века тому назад наш нынешний областной центр стал городом.

* * * * *

Надо сказать, что история образования городов в нашем Ивановском крае весьма различна.

Одни из них закладывались как военные крепости, сторожевые форпосты на тогдашних границах с неприятельскими землями, как, например, Юрьевец, Шуя, Плёс. Другие основывались как купеческие портовые города (Кинешма).

Что же касается Иванова, а также Родников, Вичуги, Середы (Фурманова) и многих других городов, то они в течение нескольких столетий постепенно складывалась как центры текстильных ремёсел, а затем и текстильной промышленности. Их основное население состояло из крестьян расположенных вокруг фабрик сёл и деревень, со временем «переквалифицировавшихся» в рабочих.

* * * * *

История села Иваново насчитывает несколько веков. Первое известное письменное упоминание Иванова относится к 1608 году.

Однако данные археологических раскопок и исторические свидетельства позволяют с высокой долей вероятности предполагать, что Иваново существовало уже в XV веке.

Иваново возникло возле старинной дороги из Ростова в Городец, при ручье Кокуй — правом притоке реки Уводь. Исторический центр Иванова — современная площадь Революции, на которой стояла деревянная Крестовоздвиженская церковь, возможно, старейший храм села. Улицы Станко, Палехскую, Степанова, 10-го Августа и Красногвардейскую исследователи считают старейшими улицами Иванова.

* * * * *

Из-за сурового климата и бедных почв хлебопашество здесь было невыгодно, и постепенно вытеснялось текстильными ремёслами и торговлей, чему способствовало обилие рек и ручьёв, необходимых для промывания тканей, а также близость к транспортным путям и дешёвому техническому сырью.

К концу XVII века Иваново стало крупным ремесленным центром, где главными занятиями населения стали выделка льняных холстов, их крашение и набойка. В середине XVIII века «капиталистыми крестьянами» были основаны первые мануфактуры (1742), сначала ткацкие, а потом и набивные, позднее появилось производство ситца.

В 1775 году Иваново было включено в состав Шуйского уезда Владимирской губернии. В дальнейшем владельцами села были Н.П. Шереметев и Д.Н. Шереметев. Ивановская вотчина была одним из наиболее доходных имений Шереметевых.

* * * * *

Московский пожар во время Отечественной войны 1812 года уничтожил большинство конкурентов ивановского текстиля, что сыграло большую роль в промышленном развитии села.

В 1810 году было произведено тканей на 1 миллион рублей, а в 1817 году — уже на 7 миллионов. В 1820-х годах в селе работало около 170 промышленных заведений различного размера. В 1-й половине XIX века главными местами сбыта ивановской продукции были Нижегородская, Ирбитская, Ростовская, Коренная, а также украинские, московские и местные ивановские ярмарки. Одним из важнейших рынков сбыта ситцев были Средняя Азия и Персия.

Возникали сопутствующие текстильной отрасли предприятия: химические, механические, металлообрабатывающие и др. В 1832 году на фабрике Гарелиных была установлена первая паровая машина. Мануфактуры стали преобразовываться в фабрики.

* * * * *

Фабриканты – бывшие крестьяне — выкупились на волю в 1820-1830-е годы и перешли в купеческое сословие. Однако их имущество оставалось собственностью помещика. Это означало, что свои фабрики и землю они должны были арендовать. Поэтому, чтобы ни в чём не зависеть от своего бывшего барина, они начали строить фабрики за границами села.

Так вокруг Иванова стали возникать слободы. В 1820 году появилась Воробьёвская (затем Ильинская) слобода, в 1828 — Дмитриевская (район улицы Рабфаковской), и, наконец, в 1840-х годах возникли Троицкая (район улицы К. Маркса) и Вознесенская (район площади Ленина и улицы Батурина) слободы.

После отмены крепостного права в 1861 году промышленное развитие села и прилегающих к нему слобод получило новый стимул.

Бурное развитие капитализма настоятельно требовало приданию новому центру текстильной промышленности статуса города.

* * * * *

Ещё в 1845 году Владимирский губернатор обращался к министру внутренних дел с просьбой о создании города «возле села Иванова в Вознесенской слободе», но она была отклонена.

В декабре 1853 года решением губернских властей Вознесенская, Дмитриевская (Дмитровская), Ильинская, Троицкая слободы и некоторые другие территории были объединены в Вознесенский посад.

В 1869 году начались подготовительные мероприятия по созданию города.

Надо особо отметить, что быстро растущая промышленность, в первую очередь, текстильная, требовала постоянного подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Требовалось строительство железной дороги, появлением которой село Иваново и было непосредственно обязано своему скорейшему «превращению» в город.

* * * * *

После постройки в 1868 году Московско-Нижегородской железной дороги от станции Новки (у Коврова) была построена ветка на север, ведущая на Шую, а от неё — на Иваново, получившем в результате этого железнодорожное сообщение с центром своей губернии — Владимиром.

Затем встал вопрос о продолжении строительства этой ветки в Костромскую губернию — к волжским берегам. Рассматривались разные варианты, какой из городов сделать конечным пунктом продления стальной магистрали. В качестве кандидатов были как сама Кострома, так и её города на берегу Волги — Плёс, Кинешма и Юрьевец. Ко всем трём последним городам дорогу планировалось вести через село Родники.

Первоначально симпатии губернских и столичных чиновников склонялись к Плёсу, но, благодаря усилиям вичугского фабриканта А.П. Коновалова, агрессивно продвигавшем свой текстильный бизнес в Бонячках (центр современной Вичуги) и в Каменке, и пустившем в ход всё своё влияние, в 1871 году железнодорожная линия прошла совсем не так, как первоначально намечалось.

Во-первых, не на Плёс, а на Кинешму, а во-вторых, не через Родники, а через «станцию Вичуга», получившую своё название не от города (которого ещё не было), а от расположенного в 5 верстах одноимённого села – ныне посёлок Старая Вичуга.

* * * * *

В итоге в 1869-1871 годах дорога Иваново-Кинешма была построена. Первый состав прошёл по ней 5 (17) февраля 1871 года. Затем в дальнейшем Иваново получило железнодорожную связь с Санкт-Петербургом, Ярославлем, Нерехтой, Середой, Тейковом, Юрьев-Польским.

Так сложились все условия для создания нового города. Для него предлагались различные названия, например, Иваново-Вознесенск, Ивановский посад и Александровск (в честь императора Александра II).

И, наконец, 21 июля (2 августа) 1871 года Александр II утвердил переименование села Иваново и Вознесенского посада Владимирской губернии в безуездный город Иваново-Вознесенск.

Безуездный (или заштатный) город — тип населённого пункта в Российской империи, а затем в РСФСР (1796-1922), не являвшийся административным центром уезда, но жители которого были наделены городским привилегиями.

Полностью организационные мероприятия по образованию города завершились в 1873 году.

* * * * *

В последующие полтора века Иваново пережило очень многое – и взлёты, и падения.

Из основных событий его истории можно вспомнить 1905 год – уникальную 70-тысячную общегородскую стачку трудящихся 44 предприятий и создание Первого в России, также общегородского Совета рабочих депутатов – первого опыта настоящей советской власти.

20 июня 1918 года, по инициативе М.В. Фрунзе, было принято постановление НКВД об образовании Иваново-Вознесенской губернии с центром, соответственно, в Иваново-Вознесенске. М.В. Фрунзе стал её первым главой.

В 1918 году были основаны первые высшие учебные заведения города: политехнический и педагогический институты. Политехнический институт в 1930 году разделили на четыре вуза: энергетический, сельскохозяйственный, химико-технологический и текстильный.

В 1922-1925 годах был сооружён городской водопровод, в 1926 году заработал автобусный общественный транспорт, а в 1934 году открыто трамвайное движение. В 1930-х годах были построены гражданский аэропорт и военный аэродром, новое здание железнодорожного вокзала.

* * * * *

В 1929-1936 г.г. Владимирская, Иваново-Вознесенская, Костромская и Ярославская губернии были объединены в Ивановскую промышленную область, центром которой стал Иваново-Вознесенск, переименованный 27 декабря 1932 года просто в Иваново.

Выполнив свою миссию одного из флагманов индустриализации СССР, 11 марта 1936 года Ивановская Промышленная область была упразднена путём разделения на Ивановскую (с Костромской и Владимирской областями в составе) и отдельно — Ярославскую — области.

Затем 14 августа 1944 года из состава Ивановской области были выделены Костромская и Владимирская области, и с этого времени наш регион приобрёл практически современный облик уже и в географическом отношении – с центром в Иванове.

В 1950-е годы в целях улучшения водоснабжения Иванова до Уводьского водохранилища был прорыт канал Волга-Уводь. В 1955 году началась газификация города. В 1962 году в Иванове появились троллейбусы. В 1982 году, после реконструкции аэропорта, Ту-134 и Ан-24 летали в 12 населённых пунктов области и в 44 крупных города СССР.

* * * * *

О том, что происходит с городом Иваново и со всей Ивановской областью в настоящее время, говорить особой необходимости нет.

Бывший крупнейший промышленный центр страны превратился в город церквей, аптек, банков и магазинов.

* * * * *

Интересно также проследить, как менялась численность населения города Иваново, что наглядно показывает все перипетии его развития:

— 1630 – 88 человек;

— 1795 – 4 388 человек;

— 1871 – 20 000 человек;

— 1914 – 146 000 человек;

— 1917 – 174 400 человек;

— 1939 – 285 182 человека;

— 1959 – 335 161 человек;

— 1991 – 482 000 человек;

— 2001 – 452 100 человек;

— 2011 – 409 300 человек;

— 2021 – 401 505 человек.

М. Сметанин