С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ! НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!

Сегодня, 5 октября работники системы образования России отмечают свой профессиональный праздник – День учителя.

Когда-то, несколько десятков лет тому назад, этот праздник (отмечавшийся тогда, кстати сказать, в первое воскресенье октября) был для учителей очевидным признанием их особого, высокого положения в обществе. И морального (авторитет учителя тогда был высок и часто непререкаем, как для учеников и их родителей, так и среди населения в целом), и, что не менее важно, материального.

Да-да, всё именно так и было. Учитель получал от государства бесплатное высшее образование, гарантированное рабочее место с достойной зарплатой, бесплатное жильё, различные льготы и привилегии. И чувствовал заботу о нём государства и уважение окружающих.

Однако за последние четверть века статус учительской профессии резко упал. Рыночная экономика, министерство образования и науки (сокращённо: «МинОбразин») и партия «Единая Россия» довели учителя до состояния затюканного, низкооплачиваемого «предоставителя» «государственных образовательных услуг».

Кто-то из оптимистично настроенных чиновников скажет: «Всё далеко не так плохо, мы постоянно работаем над повышением зарплат педагогов, ремонтируем школы, оснащаем их самым современным оборудованием. Зачем уж всё так очернять?».

Что ж, посмотрим, кто и что очерняет…

Одним из показателей социального статуса человека в обществе является его зарплата (доход). Размер средней заработной платы педагогических работников  образовательных учреждений общего образования (школ) Ивановской области за январь-март 2016 года составил 20 027 рублей в месяц. При этом самая высокая зарплата зафиксирована в Ивановском районе – 23 023 рубля, а самая низкая – в Лухском – 15 849 рублей.

Если кому-то данный доход показался не таким уж низким, то напомним, что труд учителя имеет свою специфику, и вышеназванные суммы – это не оплата ставки педагога (18 часов в неделю), а реально заработанные им деньги. То есть для того, чтобы заработать эти, в принципе, копейки, учитель вынужден вести не по 18, а по 25-27, а то и по 36 часов в неделю. А ещё готовиться к этим урокам, проводить классные часы и другие мероприятия, участвовать в различных совещаниях, педсоветах, повышать свою квалификацию.

В общем, нынешняя зарплата учителя – это позор власти.

Отсюда формируется и современное отношение населения и, особенно, молодёжи к учительской профессии. Поскольку при капитализме богатство является показателем социального статуса человека, многие ученики и их родители довольно презрительно относятся к учителям, не ездящим хотя бы на Renault Logan, считая их «по жизни неудачниками».

А тут ещё и лидер правящей партии накануне выборов с телеэкрана подливает масла в огонь, советуя педагогам с оплатой ставки в 10-15 тысяч рублей, «идти в бизнес».

Всё логично: какое общество «построили», такое отношение к трудящимся (в том числе и к учителям) и имеем.

Кроме этого, нынче в педагогические будни добавились и такие «прелести» как заполнение бесчисленных, никому не нужных и постоянно меняющихся бумаг, «либерализация учебного процесса», при которой «ученик всегда прав», сбор денег с родителей «на нужды школы», несправедливое финансовое расслоение между рядовыми учителями и чиновниками от образования и т.д.

И, как это ни горько, но приходится признать, что на определённую часть педагогов все эти безобразия, не имеющие никакого отношения к педагогике, так или иначе повлиять сумели. Особенно большой ущерб престижу учительской профессии наносит участие некоторых работников школ и других учреждений образования в растиражированных интернетом фактах махинаций на выборах. Вот таким «учителям» в школе не место, это уж точно!

И всё это сегодня происходит под непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, «внедрении новых форм и методов обучения» и т.п. Таким образом, во-первых, можно успехи отдельных педагогов (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание учительской общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически затеваются бессмысленные реформы и бесполезные дискуссии: о нужности или ненужности ЕГЭ, школьной формы, сокращении или удлинении каникул и т.п.

Однако судьба ничего не даёт навечно. Времена меняются, министры и губернаторы приходят и уходят, но учить и воспитывать детей надо всегда. Как бы трудно это ни было.

И сегодня, несмотря ни на что, разрешите поздравить вас, уважаемые педагоги, с вашим профессиональным праздником! Здоровья вам, благополучия, заботы и внимания родных и близких, и благодарных учеников. С Днём учителя!

М. Сметанин