С ПЕНСИОННЫМ ВОЗРАСТОМ «РАЗОБРАЛИСЬ», ТЕПЕРЬ НА ОЧЕРЕДИ — ВОСЬМИЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ…

Похоже на то, что правящий буржуазный класс окончательно избрал партию «Единая Россия» и её предводителя – премьер-министра Медведева, в качестве «стрелочников», призванных озвучивать народу самые непопулярные решения, проводить их в жизнь, да ещё потом, несмотря на это, каким-то макаром «побеждать» на всевозможных «выборах».

* * * * *

Никто ещё, наверное, не забыл, как немногим более года тому назад — 14 июня 2018-го, в день открытия футбольного «мундиаля», гражданин Медведев озвучил необходимость повышения пенсионного возраста.

Возмущение этим было, митинги, пикеты и петиции были, но «пенсионная реформа» всё-таки стала страшной, но – реальностью.

Видя, что задуманное удалось, режиссёры этого спектакля приступили ко второму акту данной драмы (или трагедии?).

* * * * *

И вот спустя почти год после «пенсионной атаки» – 11 июня 2019 года, выступая на сессии Международной организации труда, Медведев внезапно заявил о том, что в России может быть введена четырёхдневная рабочая неделя.

Дескать, надо идти в ногу с прогрессом: пусть роботы вкалывают, а люди отдыхают и занимаются семейными делами… Причём – внимание – ни о продолжительности рабочего дня, ни об изменениях в размере оплаты труда здесь ничего сказано не было.

При этом премьер не озаботился элементарной логикой, поскольку всего год назад из каждого утюга транслировали его же мнение, что «стране не хватает рабочих рук», и пенсионеры должны работать, а вот теперь – пожалуйста: всем по три выходных. Парадокс!

Сразу же после запуска этого «пробного шара», провластные СМИ начали наперебой успокаивать общественность, что это, дескать, дело отдалённой перспективы, что внедрят его не раньше, чем лет через 10-15, когда Россия достигнет «уровня производительности труда» наподобие европейской или китайской…

* * * * *

Но, не прошло и двух месяцев, как в начале августа т.г. идею Медведева подхватила так называемая «Федерация независимых профсоюзов России» (ФНПР), которую, в свою очередь, поддержали некоторые депутаты Госдумы (естественно, от «Единой России»).

Профсоюзные функционеры заявили, что поддержат четырёхдневку только при условии, что сохранится нынешний уровень зарплат.

Теперь, скорее всего, следует ожидать открытых писем от неких «трудовых коллективов» с просьбами как можно скорее ввести третий выходной.

А затем, по сложившейся традиции, последует выступление президента Путина, в котором он «не совсем согласится с предложенным», но скажет, что «это необходимо», и попросит «отнестись с пониманием».

Что же это такое творится, граждане?

Попробуем разобраться.

* * * * *

Первый и самый главный вывод из происходящего.

Опыт – и исторический, и личный опыт каждого честного трудящегося в нынешней капиталистической России, с железобетонной аргументацией убеждает, что правящий класс ни при каких обстоятельствах (кроме угрозы потери собственности и власти – но этого сейчас не наблюдается), топор на ногу себе не уронит. И не надейтесь!

Делиться с трудящимися, идти им навстречу, облегчать их положение – он не намерен. Вот отнять, забрать, «приватизировать» и нажиться за ваш счёт – это всегда, пожалуйста.

* * * * *

Вывод второй. Пока, на данном этапе, все разговоры о «четырёхдневке» носят неконкретный, противоречивый характер. Нет ни одного документа, ни одного законопроекта в Госдуме, ни одного постановления правительства.

Как говорится, вилами на воде писано.

И, поэтому, делать конкретные выводы пока что рано.

* * * * *

И всё же с очень большой долей вероятности (и это – третий вывод) можно предположить, что главной целью «трудовой реформы» является отмена одного из основных завоеваний трудящихся в нашей стране – 8-часового рабочего дня.

Конечно, де-факто он и сейчас во многом уже попран и «забыт» многими работодателями в их погоне за сверхприбылями. И в Конституции РФ о нём ничего не сказано, и в Трудовом кодексе (статья 91) говорится только о том, что «нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю».

Однако в массовом сознании десятков миллионов людей 8-часовой рабочий день был и остаётся одним из основных «пережитков» социализма, наряду с отсутствием безработицы, бесплатным жильём, символической «коммуналкой», бесплатным образованием, бесплатным здравоохранением, оплачиваемым (и в том числе, декретным) отпуском, и, конечно же, гарантированной пенсией в 55-60 лет.

* * * * *

Напомним, что решить вопрос о введении 8-часового рабочего дня на законодательном уровне на всей территории страны и для всех категорий наёмных работников смогло только первое советское правительство во главе с В.И. Лениным.

11 ноября (29 октября) 1917 года, спустя всего три дня(!) после революции, Советом народных комиссаров  РСФСР был принят Декрет «О восьмичасовом рабочем дне», в котором было сказано, что «рабочее время… не должно превышать 8 рабочих часов в сутки».

Не считая сверхурочных и аварийных работ (по отдельному договору с работниками и оплачиваемых также отдельно) отступление от этого ленинского декрета (в сторону увеличения продолжительности рабочего дня) в советское время было допущено только в годы Великой Отечественной войны.

* * * * *

Чего же ждать дальше?

Как уже сказано, формально нынешние власти не отказываются от советского 8-часового рабочего дня. Однако на практике низкие зарплаты, «подработки» и переработки, произвол работодателей и частое отсутствие официального трудоустройства сводят на нет все «бумажные» права трудящихся.

Со стороны бизнеса то и дело звучат жалобы на «низкую производительность труда» и «устарелость» трудового законодательства. Несколько лет назад много шума вызвал проект поправок в Трудовой кодекс, предложенный олигархом Прохоровым, предусматривавший введение 60-часовой рабочей недели, как в XIX веке.

Ясно, что в погоне за максимальной прибылью правящий класс и служащее ему государство не намерены останавливаться «на достигнутом» и, не мытьём, так катаньем всё равно будут стараться уничтожить 8-часовой рабочий день.

* * * * *

С этой целью и появился, скорее всего, информационный вброс насчёт «четырёхдневной рабочей недели».

Сейчас пока изучается реакция на эту новость, затем, если всё пойдёт «как надо», имеющиеся 40 рабочих часов в неделю, за ту же зарплату, сначала «запихнут» в 4 дня (тем самым увеличивая смену с 8 до 10 часов), а потом скажут, мол, хочешь больше заработать, выходи в пятницу. А там «само собою» выйдет — 5 дней по 10 часов, что затем можно будет закрепить и законодательно. И цель – увеличение прибылей – достигнута.

Если же кому-то наивному кажется, что всё это затевается «для блага людей», вспомните о «пенсионной реформе». Или, на худой конец, о позапрошлогодней, «мусорной». Или о капремонте за счёт собственников жилья. Примеров много.

* * * * *

Так что сегодня, как и сто лет тому назад, главное остаётся неизменным: положение класса наёмных работников (пролетариата), в конечном счете, зависит от степени их организованности и готовности бороться за свои права с угнетающим их классом буржуазии.

М. Сметанин