ЧЕМ СМЕШИЛИ, И НАД ЧЕМ СМЕЯЛИСЬ В СССР

1 апреля во всём мире традиционно отмечается как День смеха, и, как говорится, пользуясь случаем, давайте попробуем вспомнить, чем смешили, и над чем смеялись в Советском Союзе.

Тем, кому сейчас за 50, наверняка есть, что припомнить на сей счёт из собственного жизненного опыта. А вот молодые, наверное, знают об этом только по рассказам старших, по сохранившимся в интернете советским фильмам и юмористическим передачам, да ещё, может, по случайно найденной на пыльном чердаке подшивке журнала «Крокодил» за какой-нибудь одна тысяча девятьсот затёртый год…

 Вспомнить об этом будет не вредно, поскольку нынешние «хозяева жизни» усиленно вбивают в головы молодёжи такую вещь, что в СССР с юмором было туго, потому что не до смеха было, работали от зари до зари, а с сатирой – тем более, так как критиковать боялись. За анекдоты же, говорят, сажали, а то и расстреливали…

На самом деле шутить в советской стране любили, и не только смеялись, но и язвительно и зло высмеивали все недостатки тогдашней жизни.

Чем же смешили в разные советские годы наши юмористы и сатирики, что было в их «арсенале»?

* * * * *

С самых первых лет советской власти основным инструментом воздействия на массы были периодические издания – газеты и журналы.

Главным юмористическим изданием в СССР был журнал «Крокодил», первый номер которого увидел свет еще в 1922 году, сначала как приложение к «Рабочей газете», потом как самостоятельное всесоюзное издание.

Интересно, что в 1930-1934 годы редактором «Крокодила» был М.З. Мануильский – до этого, в 1925-1929 г.г. руководивший главной газетой Иваново-Вознесенской губернии «Рабочий край». А затем, с 1938 по 1941 год редактором «Крокодила» работал советский писатель Л.И. Лагин, известный миллионам детей в СССР как автор повести-сказки «Старик Хоттабыч».  

В «Крокодиле» публиковались как сатирические материалы, так и иллюстрации достижений СССР. Объекты же его сатиры были различны – от пьяниц и взяточников, до зарубежных капиталистов и «своих» «врагов народа».

«Фирменным блюдом» «Крокодила» были его карикатуры, которые на страницах журнала размещали такие всемирно известные художники как, например, Б.Е. Ефимов и Кукрыниксы (КУприянов, КРЫлов, НИКолай Соколов).

В журнале на постоянной основе работали писатели М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров, В.П. Катаев, периодически публиковались Э.Г. Багрицкий, Ю.К. Олеша, В.В. Маяковский и др.

В 1980-е годы, на волне «перестройки», тираж «Крокодила» достиг рекордных 5,5 млн. экземпляров, но уже в «лихие 90-е» журнал начал испытывать финансовые и творческие трудности, и окончательно закрылся в 2008 году.

* * * * *

Главным детским юмористическим журналом в советские годы были «Весёлые картинки», массовое (тираж в 1981 году – 9,5 млн. экземпляров) издание ЦК ВЛКСМ, рассчитанное на детей от 4 до 10 лет. Выходил с 1955 года.

Для детей же постарше – от 6 до 12 лет – ещё с 1924 года, под эгидой ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, издавался журнал «Мурзилка».

* * * * *

Также, говоря о советской сатирически-юмористической литературе, нельзя конкретно не вспомнить таких переживших своё время авторов этого жанра как И.А. Ильф и Е.П. Петров («Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»), М.М. Зощенко, М.М. Жванецкий, А.М. Арканов, Г.И. Горин, М.Н. Задорнов, Е.Л. Шварц, И.В. Шток и других.

* * * * *

Тесно связанной с литературным творчеством была и советская эстрада.

Старшее поколение помнит незабываемые выступления А.И. Райкина, Б.П. Владимирова и В.С. Тонкова («Маврикиевна и Никитична»), М.Г. Водяного («Свадьба в Малиновке»), В.Л. Ильченко и Р.А. Карцева, З.М. Высоковского, М.М. Державина и А.А. Ширвиндта, М.С. Евдокимова, Г.В. Хазанова и др.

* * * * *

В течение многих десятилетий радиоточки были в каждой советской квартире и в каждом доме.

Популярностью пользовались радиоспектакли. Дикторы с помощью профессионально поставленного голоса и звуковых эффектов максимально точно передавали события сюжета без видеоряда. 

К развлекательным советским радиопередачам относились: «Опять двадцать пять», «С добрым утром!», и специально для детей — «Радионяня».

* * * * *

Огромной популярностью пользовались (и до сих пор пользуются) советские кинокомедии. И сегодня, спустя многие десятилетия, мы с удовольствием по сто раз пересматриваем комедии Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова, которые могут рассмешить и тех, кто знает об СССР только из учебников истории и рассказов мам и бабушек.

Актёрская игра Александра Демьяненко, Георгия Вицина, Юрия Никулина, Анатолия Папанова, Евгения Леонова, Андрея Миронова, Андрея Мягкова и других выдающихся советских артистов и без всяких спецэффектов до сих пор «цепляет» зрителей.

* * * * *

И, наконец, несколько слов о юморе на советском телевидении.

Самой популярной передачей такого жанра в СССР был, пожалуй, КВН (Клуб весёлых и находчивых), впервые запущенный в телеэфир в 1961 году, закрытый в 1971-м, и вновь возрождённый в 1986-м.

Также можно упомянуть весёлую передачу «Добрый вечер» (вскоре переименованную в «Кабачок «13 стульев»), выходившую с 1966 по 1981 год, программу «Вокруг смеха» (1978-1991), ведущим которой был поэт-пародист Александр Иванов, детский тележурнал «Ералаш» и сатирический киножурнал «Фитиль».

* * * * *

Сравнивая советские юмор и сатиру с современными, можно заметить много принципиальных отличий.

В СССР в этом жанре, как правило, не было пошлости, шуток «ниже пояса», критика бичевала не строй, а его отдельные недостатки. Юмор был умным, а книги и фильмы учили доброте и коллективизму, а не умению жрать в три горла и шагать по головам своих товарищей.

Главным же показателем качества той творческой «продукции» является то, что и сегодня, спустя десятки лет, наши антисоветские каналы по праздникам по-прежнему «крутят» «Иронию судьбы», «Любовь и голуби», «Джентльменов удачи» и «Операцию «Ы», поскольку ничего лучшего за всё последнее время создать так и не смогли.

М. Сметанин