1 СЕНТЯБРЯ: ПРАЗДНИК ИЛИ ПРОБЛЕМА?

До 1 сентября остались считанные дни. Совсем уже скоро наступит этот праздник, именуемый Днём знаний.

Внешне всё будет выглядеть как всегда, красиво и трогательно: цветы, поздравления, торжественные линейки, депутаты-меценаты, отремонтированные спортзалы и учебные кабинеты…

Однако – кому как. В современной России, изуродованной во всех сферах жизни капитализмом, одно и то же событие воспринимается разными людьми совершенно по-разному. Для некоторых весело и беззаботно, а для большинства – как очередная головная боль и неразрешимая проблема.

А ведь не так давно, каких-то 30-40 лет тому назад всё было совсем иначе, и советская система образования считалась лучшей в мире. Но её почему-то развалили.

Чем же она отличалась от нынешней, российской?

Во-первых, в Советском Союзе существовала именно система образования. Она была стопроцентно государственной, работала на единую цель, и многоступенчатой, причём все ступени были неразрывно связаны между собой. Можно сказать, что государство заботилось о каждом ребёнке и «сопровождало» его с детского сада до вступления во взрослую жизнь. А «цементировало» эту систему и сплачивало детей в единые дружные коллективы октябрятская, пионерская и комсомольская организации.

Сейчас – всё по-другому. Для «обычных» детей – обычные бюджетные детские сады, школы и вузы, для детей «обеспеченных», «ресурсных» родителей — частные, привилегированные. Ни единой формы, ни нормального единого финансирования, ни единой цели у нынешней системы образования в масштабах страны нет. Да и самой системы как таковой тоже.

Далее. Во все времена в любой школе главными «действующими лицами» были Учитель и Ученик.

В СССР профессия учителя была уважаемой и престижной. И не просто так, а по вполне материальным причинам. Учитель тогда получал от государства бесплатное профессиональное высшее образование, гарантированное рабочее место с соответствующей материально-технической базой и достойной человека зарплатой, бесплатное жильё, самый продолжительный в стране отпуск, досрочный выход на пенсию и другие льготы и привилегии.

Ученики тоже знали, что страна их не бросит на произвол судьбы, и по окончанию учёбы – школы, ПТУ, техникума, института – ты всегда найдёшь своё место в жизни. Знали, что их родители не останутся без работы, без жилья и без денег на хлеб. Такого быть не могло, в принципе.

Сегодня жизнь обычного учителя в обычной школе и, к примеру, директора этой же школы, как говорится, две большие разницы. А уж если сравнивать с сытыми чиновниками в управлениях и департаментах, то и подавно – как небо от земли.

То же и у учеников. Если ты, «как все», то после школы получаешь «аттестат безработного», и крутись потом, как хочешь. Если же у твоих родителей «всё тики-так», то сначала ты будешь медалистом, потом студентом и аспирантом, затем коммерсантом, а потом уже мэром или губернатором.

А теперь о главном в нашей сегодняшней жизни – о деньгах.

В СССР почти всё образование для родителей учеников было бесплатным. Исключение составляла только символическая плата за нахождение ребёнка в дошкольных учреждениях – яслях и детских садах, а также период с 1940 по 1956 год, когда платным было обучение в старших классов школы, техникумах и вузах (кроме военных училищ), при том, что действовала система льгот, освобождающая часть школьников и студентов от указанной платы.

Что касается школьных учебников, то сначала родители приобретали их за свой счёт, хотя и стоили они копейки, а 24 ноября 1977 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1029 «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ».

И вообще цены на все товары, имеющие отношение к школе – от тетрадей и ручек до школьной формы и спортпринадлежностей – тогда в очень большой степени дотировались государством, и были «божескими». 

Нынче же платным является ВСЁ образование. Или официально, как частные «гимназии», «колледжи» и «академии». Или полуофициально – через дикие цены в магазинах и на школьных базарах, через приобретение «вторых учебников» — дебилизирующих учеников «рабочих тетрадей», через детсадовские и школьные поборы на ремонт, охранников, учебники, канцтовары, шторы в кабинеты, мыло, туалетную бумагу и т.п. А ещё есть репетиторы, курсы по подготовке к ЕГЭ, а также банальные взятки. Например, за устройство ребёнка в детский сад или в первый класс школы поближе к дому.

Ещё шесть лет тому назад, в августе 2016 года, по результатам соответствующего опроса родителей, 20% российских семей признавались, что берут кредит или занимают деньги у родственников и знакомых только для того, чтобы элементарно собрать ребёнка в школу.

Это 6 лет назад! Ещё до «капремонтной» и «мусорной «реформ», до повышения пенсионного возраста, «ковида» и других современных ужасов!

А сегодня, в августе 2022 года, по неофициальным признаниям многих родителей, они тратят на подготовку к школе в ДВА РАЗА больше денег, чем в прошлом 2021 году. Потому как на фоне всем известных событий наш «социально ответственный бизнес» не нашёл ничего лучшего, как воспользоваться ситуацией для ещё большего взвинчивания цен.

Так что сегодня для большинства родителей 1 сентября, скорее, не праздник, а большая проблема.

М. Сметанин