Семён Фёдорович Жаворонков родился 125 лет тому назад — 11 (23) апреля 1899 года – в деревне Сидоровская Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1930 году эта деревня вошла в состав города Вичуги Ивановской области. Дом, в котором жил в молодые годы Семён, находился в конце улицы (на фото справа), которая сейчас носит его имя, на берегу реки Пезуха.
С 1910 года, с 11-летнего возраста, Семён работал в селе Бонячки (Вичуга) на фабрике «Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном» (затем — фабрика имени В.П. Ногина). В начале 1917 года вступил в партию большевиков, а в июле этого же года создал и возглавил первый Вичугский Союз рабочей молодежи – прообраз будущего комсомола.
* * * * *
В сентябре 1917-го Семён Жаворонков вступил в Красную Гвардию, а спустя год — в Красную Армию. В составе Кинешемского красногвардейского коммунистического отряда участвовал в подавлении Ярославского восстания в июле 1918 года.
Участник гражданской войны: красноармеец 1-го советского Кинешемского полка, с ноября 1918 года — комиссар батальона. Воевал на Восточном фронте против войск Колчака, с лета 1919 года — на Южном фронте против войск Деникина, в 1920 году — на советско-польской войне, после её завершения в 1920-1921 годах — против отрядов Булак-Балаховича в Белоруссии и Махно на Украине.
После окончания войны остался в армии в качестве политработника, первоначально даже не мечтая о будущей карьере морского лётчика. В 1926 году окончил Военно-политическую академию РККА, в 1932 — курсы усовершенствования комсостава.
И только в 1933 году Жаворонков (в 34 года!) окончил военную школу летчиков, затем в 1936-м — оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
В 1937 году он был назначен заместителем, а в 1938 году — командующим Военно-воздушными Силами Тихоокеанского флота. Участвовал в конфликте с Японией у озера Хасан летом 1938 года.
И уже в мае 1939 года (в 40 лет) Жаворонков был назначен начальником авиации Военно-Морского флота СССР. В этой должности участвовал в советско-финской войне 1939-1940 г.г.
4 июня 1940 года (в 41 год) С.Ф. Жаворонков получил звание генерал-лейтенант авиации.
* * * * *
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. И спустя всего полтора месяца после её начала, на фоне, казалось бы, почти триумфального продвижения гитлеровцев вглубь СССР, на столицу рейха Берлин упали первые советские бомбы. А организовал и провёл эту блестящую военно-политическую спецоперацию не кто-нибудь, а наш земляк – уроженец Вичуги Семён Жаворонков.
Он разработал детальный план дерзкой бомбардировки Берлина, и первоначально доложил о нём своему непосредственному начальнику – народному комиссару Военно-морского флота СССР, адмиралу Н.Г. Кузнецову.
26 июля 1941-го Кузнецов вместе с Жаворонковым на встрече у И.В. Сталина предложили ему провести ответные бомбардировки Берлина силами авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул на эстонском острове Эзель (Сааремаа).
Сталин с восторгом одобрил план морских лётчиков, и на следующий день, 27 июля отдал приказ: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам.
Командование операцией было поручено персонально генерал-лейтенанту Жаворонкову, а лично ответственным за результат был назначен адмирал Кузнецов.
* * * * *
Для нанесения удара планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), а также новые ТБ-7 и Ер-2, которые с учётом предельного радиуса действия могли достигнуть Берлина и вернуться обратно.
28 июля Жаворонков прилетел в посёлок Беззаботное под Ленинградом, где базировался 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Операция готовилась в режиме повышенной секретности, для нанесения удара по Берлину были отобраны 15 экипажей полка. Командиром особой ударной группы назначили командира полка полковника Преображенского Е.Н., флаг-штурманом — капитана Хохлова П.И.
Вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу.
* * * * *
7 августа 1941 года в 21:00 с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского.
Полёт проходил над морем на высоте 7 000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) — Свинемюнде — Штеттин — Берлин. Температура за бортом достигала минус 35-40 градусов, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось всё время пользоваться кислородными масками. Для соблюдения секретности выход в радиоэфир был категорически запрещён.
Через три часа полёта вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, вражеская ПВО огня не открывала.
Уже 8 августа, в 1:30 ночи пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город.
После окончания бомбардировки в эфир была передана первая радиограмма: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!».
В 4 утра, после семичасового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.
* * * * *
После первого налёта на Берлин, они продолжались затем ещё в течение почти целого месяца. Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять бомбардировок столицы Германии, совершив в общей сложности 86 самолёто-вылетов.
33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к фашистской столице, и нанесли удары по другим городам.
В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом более 36 тонн (английская авиация за весь 1941 год сбросила на Берлин всего 35 тонн бомб). Кроме того, были сброшены 34 агитбомбы с листовками.
* * * * *
13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении званий Героя Советского Союза полковнику Преображенскому Е.Н., капитанам Гречишникову В.А., Плоткину М.Н., Ефремову А.Я. и штурману флагманского экипажа капитану Хохлову П.И.
Также в приказе Сталина «О порядке награждения лётного состава ВВС за хорошую боевую работу» от 19 августа 1941 года было специально установлено: «При действиях по политическому центру (столице) противника за каждую бомбардировку каждое лицо экипажа получает денежную награду в размере 2000 рублей» (за обычную успешную бомбардировку лётчики получали 500 рублей).
Всего в августе-сентябре 1941 года за участие в данной операции орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды — 55 человек. В сентябре Героями Советского Союза стали ещё 5 человек, многие получили ордена и медали.
Что же касается автора и руководителя операции по бомбардировке Берлина – С.Ф. Жаворонкова, — то, по неизвестной до сих пор причине, возможно, из-за каких-то интриг в руководстве страны, звание Героя Советского Союза «обошло» его стороной. За разработку и руководство этой операцией С.Ф. Жаворонков был награждён лишь орденом Красного Знамени.
* * * * *
В последующие годы Великой Отечественной войны С.Ф. Жаворонков лично руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, уделял большое внимание созданию воздушного прикрытия над Ладожским озером для обороны «Дороги жизни».
С осени 1941 года и особенно в 1942 году на Северном флоте лично организовывал воздушное прикрытие союзных арктических конвоев и военно-морских баз при разгрузке пришедших транспортов с грузами по ленд-лизу.
Под руководством Жаворонкова в морской авиации в 1942 году было произведено массовое перевооружение на новые типы самолётов, а с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на море — крейсерские полеты самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели.
Одним из таких наиболее известных лётчиков-торпедоносцев, в совершенстве освоивших вышеназванную тактику воздушного боя на море «по Жаворонкову», стал уроженец села Большое Берёзово ныне Вичугского района Геннадий Васильевич Писарев (на фото слева). В качестве штурмана эскадрильи минно-торпедного авиполка, сначала Черноморского, а затем Северного флота, капитан Г.В. Писарев совершил 92 боевых вылета, лично потопил три корабля противника и 15 кораблей в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года Писареву Г.В. было присвоено звание Героя Советского Союза.
* * * * *
31 мая 1943 года С.Ф. Жаворонкову было присвоено звание генерал-полковник, а 25 сентября 1944-го – Маршал авиации.
С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем.
В феврале 1945 года С.Ф. Жаворонков, по заданию советского правительства, обеспечивал перелёт в СССР делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.
После войны Семён Фёдорович ушёл с военной службы, но не из авиации. В 1946-1949 г.г. работал заместителем начальника, затем с 1949 года – начальником Главного управления Гражданского воздушного флота СССР.
В ноябре 1959 года вышел на пенсию.
Скончался Маршал Жаворонков 8 июня 1967 года на подмосковной даче, похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
Память о Семёне Фёдоровиче Жаворонкове увековечена в названиях улиц в городах Иваново и Вичуга, в присвоении его имени средней школе №17 г. Вичуга и Выборгскому авиационно-техническому училищу гражданской авиации. В Вичуге, на аллее Славы по улице Большая Пролетарская в 1999 году был установлен бюст в его честь.
За 42 года своей военной и гражданской службы С.Ф. Жаворонков был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Нахимова I степени, Кутузова II степени, Трудового Красного Знамени, многими медалями и именным оружием.
В 2014 году Семёну Фёдоровичу Жаворонкову было присвоено звание Почётный гражданин города Вичуга.
М. Сметанин
Внук маршала – Семён Жаворонков. Был в Вичуге в 2014 году.