70 лет тому назад, 29 октября 1955 года, в Советском Союзе произошла крупнейшая в мирное время военно-морская катастрофа: в Севастополе взорвался и затонул самый крупный и самый мощный на тот момент корабль ВМФ СССР – линкор «Новороссийск». В ходе трагических событий погибло 617 человек. Причина взрыва не установлена до настоящего времени, выдвигается несколько версий катастрофы.
* * * * *
Немного предыстории.
Линейный корабль (линкор) «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare, «Юлий Цезарь») был построен в Италии в 1914 году. В составе итальянского флота участвовал в первой и второй мировых войнах на Средиземном море.
После войны, в феврале 1949 года, корабль был передан в счёт репараций Советскому Союзу и вошёл в состав Черноморского флота.
Хотя к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», — СССР имел амбициозные планы по строительству новых линкоров, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре». Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».
* * * * *
Полученный корабль находился в крайне запущенном техническом состоянии. В последующие шесть лет на корабле постепенно был выполнен значительный объём работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств.
Наконец, в мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. На тот момент, несмотря на преклонный возраст, это был самый сильный боевой корабль советского Военно-морского флота.
Его основные характеристики на 1955 год:
— водоизмещение — 29 100 тонн;
— длина – 186 метров;
— ширина — 28 метров;
— осадка — 10,4 метра;
— бронирование – от 111 до 280 мм;
— мощность двигателей — 93 000 л.с.;
— скорость хода — 28 узлов;
— дальность плавания – 3 100 морских миль;
— экипаж – 1 236 человек;
— вооружение — десять 320-мм, двенадцать 120-мм, восемь 100-мм корабельных орудий, тридцать 37-мм зенитных орудий.
* * * * *
Вечером 28 октября 1955 года «Новороссийск» вернулся из похода для участия в праздновании по случаю 100-летия обороны Севастополя и пришвартовался в районе Морского госпиталя (глубина 47 метров). Швартовка прошла нештатно — старпом, капитан 2-го ранга Г. А. Хуршудов, замещавший находившегося в отпуске командира корабля, проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть экипажа, включая и.о. командира, убыла на берег. Старшим офицером остался помощник командира З.Г. Сербулов.
Ночью 29 октября, в 1 час 31 минуту, под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 квадратных метров. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек, в основном, новобранцы, только накануне прибывшие на корабль. После этого, через 30 секунд, раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 квадратных метров.

* * * * *
Линкор попытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко приостановил буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на палубе скопилось до 1 000 человек.
Когда решение об эвакуации было всё-таки принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение полностью исчез под водой.
В катастрофе погибли 617 человек — 557 человек экипажа линкора и 60 человек из личного состава аварийных партий других кораблей.
Многие из впоследствии погибших были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля — из них удалось спасти лишь 9 человек. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября…
* * * * *
Каковы же причины трагедии? На этот счёт есть несколько версий, ни одна из которых не является окончательно доказанной и подтверждённой.
Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР В.А. Малышевым. Согласно докладу комиссии, «наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблём имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны».
Такова официальная точка зрения. Однако источники электропитания вытраленных в 1950-х годах немецких донных мин оказывались разряженными, а взрыватели — неработоспособными. Ведь после окончания войны прошло более 10 лет, а с момента возможной установки в севастопольской бухте таких мин – и того больше.
В 1992 году была опубликована статья группы офицеров технических служб флота, содержащая следующие выводы: по данным послевоенных исследований немецких морских мин, они полностью теряют работоспособность к 9-му году с момента их установки; на бочку, на которой погиб «Новороссийск», только линкоры с 1945 по 1955 годы вставали 140 раз; при обследовании дна у места гибели линкора была найдена воронка, с характерными признаками образования из-за давления столба воды на дно, а не вследствие подрыва боеприпаса на грунте; края основной пробоины в корпусе линкора загнуты внутрь; обнаружено несколько более мелких вмятин в корпусе — все они расположены снаружи; характер разрушений корпуса и палуб не характерны разрушениям линкоров и крейсеров периода второй мировой войны, подрывавшихся на неконтактных донных минах, но зато аналогичны повреждениям кораблей этих классов от торпед или подводных диверсий; в документах расследований найдены свидетельства целого ряда лиц, наблюдавших не один первичный взрыв, повлекший пожар и дальнейшие взрывы внутри корпуса корабля, а два с минимальным промежутком по времени между ними.
Также одной из «некриминальных» версий произошедшего первоначально была детонация корабельного боезапаса. Но эта версия отпала после обследования корпуса: характер разрушений указывал на то, что взрыв произошёл снаружи, а не внутри корабля.
* * * * *
Более популярной, тогда, и до сих пор, является версия об умышленном подрыве «Новороссийска» или тщательно спланированной диверсии.
Но и здесь по поводу предполагаемых виновников случившегося нет единой точки зрения. Основные гипотезы таковы.
Месть итальянцев. По этой версии, диверсионную спецоперацию провели итальянские боевые пловцы, заминировав и взорвав «Новороссийск» по принципу «так не доставайся ж ты никому».
Плюсом к этой же версии есть предположение, что дополнительные жертвы и разрушения были вызваны детонацией заряда, который был заложен на корабле итальянцами ещё до передачи его советской стороне в 1949 году, и целых шесть лет «ждал своего часа».
«Английский след». В пользу этой версии говорит сложная международная обстановка того времени – так называемая «холодная война» между странами Запада и СССР. По некоторой информации, советское руководство планировало оснастить «Новороссийск» ядерным оружием, средством его доставки могли стать крупнокалиберные орудия линкора, а целью — города Великобритании. В случае применения атомных взрывных устройств возле её западного побережья, радиационному заражению подверглась бы вся страна.
Также существует версия, что к диверсии могли быть причастны и «морские котики» ФРГ, примерно по той же причине, что и итальянцы.
В любом случае, если это действительно была диверсия, как писал в 1999 году капитан 2 ранга запаса Сергей Елагин в журнале «Независимое военное обозрение», «можно с уверенностью сказать, что атаку «Новороссийска» проводили настоящие профессионалы, специалисты своего дела. Их в то время было так мало, что не составляло большого труда назвать поимённо каждого! Это могли быть только боевые пловцы из итальянской флотилии MAC, британской 12-й флотилии или германского соединения «К». Других специалистов с практическим боевым опытом в Европе и НАТО просто не существовало».
* * * * *
И, наконец, совсем уж фантастической выглядит версия о том, что «Новороссийск» взорвали… советские спецслужбы. Якобы подрыв был произведён КГБ с ведома тогдашнего руководства страны, в целях дискредитации программы командующего ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова (на фото слева) по широкомасштабному строительству надводных кораблей.
Звучит, конечно, не слишком правдоподобно. Правда, известно, что Кузнецов выступал за строительство новых линкоров, крейсеров и авианосцев. А Н.С. Хрущёв, наоборот, ратовал за сворачивание такого строительства и за создание преимущественно атомных подводных ракетоносцев.
После гибели «Новороссийска» адмирал Кузнецов – Герой Советского Союза, награждённый четырьмя орденами Ленина, прошедший всю войну в должности главкома ВМФ – был понижен в звании и отправлен в отставку. Также были сняты со своих должностей ещё шесть адмиралов, в том числе В.А. Пархоменко, командующий Черноморским флотом.
Масла в огонь подливал и тот факт, что ещё до трагедии с «Новороссийском» у Кузнецова сложились напряжённые личные отношения с Хрущёвым и тогдашним министром обороны Г.К. Жуковым.
Спустя два года, на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1957-го Хрущёв сказал так: «Мы провели большую борьбу, сняли Кузнецова… думать, заботиться о флоте, об обороне он оказался неспособным. Нужно всё оценивать по-новому. Надо строить флот, но прежде всего, строить подводный флот, вооруженный ракетами».
Гибель «Новороссийска» послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли линкоры «Севастополь» и «Октябрьская революция», крейсеры «Керчь» и «Адмирал Макаров», множество эсминцев и кораблей других классов довоенной постройки.
* * * * *
В ноябре 1955 года командованием Черноморского флота были подготовлены представления на награждение орденами и медалями всех погибших вместе с линкором моряков. К наградам были представлены также 117 человек из числа тех, кто уцелел при взрыве, моряков с других кораблей, пришедших на помощь «Новороссийску», а также водолазы и врачи, отличившиеся в ходе спасательных работ. Но награждение так и не состоялось. И это неудивительно, так как сам факт севастопольской трагедии был сразу же строго засекречен.
И только спустя 44 года(!), 5 июля 1999-го, указом президента РФ Б.Н. Ельцина, все 712 «новороссийцев» были награждены российскими орденами Мужества.
М. Сметанин