115 лет тому назад — 27 апреля (10 мая) 1906 года – в Санкт-Петербурге открылось первое заседание 1-й Государственной думы России.
До этого, как известно, Россия на протяжении многих веков была абсолютной монархией, в которой вся политическая власть сосредотачивалась в руках одного человека (императора, царя, великого князя).
Все существовавшие, например, в XIX — начале ХХ века, различные государственные структуры (Госсовет, Сенат, Совет министров и т.п.) были лишь совещательными органами при царе, и самостоятельной властью не обладали. Даже Русская православная церковь и то возглавлялась самим императором.
Хотя, конечно, Николай II, как и все его предшественники, тоже не был реальным самодержцем, а являлся всего-навсего куклой-марионеткой в руках по-настоящему (то есть экономически) правящего класса того времени – непрочного союза между одряхлевшим помещичьим дворянством и стремительно усиливающейся, как на дрожжах, буржуазией. Причём во всё большей степени иностранной, прямо почти как сейчас…
* * * * *
Это хрупкое «единение царя и народа» нарушилось в ночь на 9 февраля 1904 года, когда японский флот напал на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артур.
Русско-японская война, в которую Россия ввязалась ради грабежа слабого тогда Китая, продлившись всего полтора года, завершилась поражением николаевской империи, и плавно перешла в Первую русскую революцию.
Её события, произошедшие только в течение первого с небольшим полугодия 1905 года: «кровавое воскресенье» (январь), создание Первого Совета рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске (май), восстание на броненосце «Потёмкин» (июнь), множество рабочих забастовок и крестьянских восстаний – подтолкнули царское правительство к назревшим изменениям в государственном устройстве страны.
6 августа 1905 года манифестом Николая II было объявлено об учреждении Государственной думы как «особого законосовещательного установления, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».
То есть опять же, это был ещё не властный орган, а всего лишь «законосовещательный» при царе-батюшке.
* * * * *
Одновременно было опубликовано Положение, установившее правила выборов в Госдуму. Из четырёх наиболее известных и популярных демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна — тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными.
Однако дальнейшие события ещё больше осложнили ситуацию в России. В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и, под руководством большевиков, переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12-18 октября в различных отраслях промышленности и на железных дорогах бастовало свыше 2 млн. человек.
14 октября петербургский генерал-губернатор Д. Трепов расклеил на улицах столицы прокламации, в которых, в частности, было сказано, что полиции приказано решительно подавлять беспорядки, «при оказании же к тому со стороны толпы сопротивления — холостых залпов не давать и патронов не жалеть».
* * * * *
Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, стачка железнодорожников, вынудили императора пойти на дальнейшие уступки.
17 октября 1905 года очередным манифестом Николай II «даровал» населению «гражданские свободы»: «неприкосновенности личности, свободу совести, слова, собраний и союзов». Возникли профсоюзы, вслед за Иваново-Вознесенским — Советы рабочих депутатов. Укреплялись нелегальные революционные партии – РСДРП (и в том числе её левое, большевистское крыло) и партия социалистов-революционеров (эсеров). Появились первые в России легальные буржуазно-помещичьи партии — Конституционно-демократическая (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), «Союз Русского Народа» (черносотенцы) и др.
Однако, несмотря на царские «подарки», революция продолжалась. Осенью 1905 года прокатился ряд восстаний в армии и на флоте (Либава, Севастополь, Владивосток и др.). Кульминацией же революции, её высшей точкой стали попытки вооружённого захвата власти в ряде городов — Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Харькове и др.
Главные же события развернулись в Москве в конце 1905 года, где уличные бои руководимых большевиками и эсерами рабочих дружин с войсками и полицией продолжались более недели – с 22 по 31 декабря…
* * * * *
В таких условиях, 11 декабря 1905 года был опубликован царский закон о выборах в Государственную думу.
Как уже сказано, выборы были непрямые и должны были проходить по так называемой «куриальной системе».
Было создано 4 курии — землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков: по одному выборщику от 2 тысяч помещиков, от 4 тысяч представителей городской буржуазии, от 30 тысяч крестьян и от 90 тысяч рабочих.
Избирательное право имели далеко не все жители, а только владельцы земли, недвижимости и предприятий, квартиросъемщики, служащие, крестьяне-домовладельцы и рабочие предприятий с коллективом не менее 50 человек мужского пола.
Полностью были лишены избирательных прав иностранцы, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военнослужащие, полицейские, «бродячие инородцы» (по-современному бомжи), судимые, банкроты, состоящие под опёкой, священники, лишённые сана, а также губернаторы и градоначальники.
Выборы проходили в несколько ступеней. На собраниях курий избирали уполномоченных, те – выборщиков, а уже те – депутатов Госдумы.
Оправдывая такую сложную и громоздкую выборную систему, премьер-министр С. Витте писал, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов, и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».
* * * * *
В итоге к маю 1906 года было избрано 497 депутатов, из них которых реально собралось на первое заседание думы 478 человек.
Депутаты распределились следующим образом:
— по возрасту: до 30 лет — 7%; от 30 до 40 лет — 40%; от 40 до 50 лет — 38%; старше 50 — 15%;
— по уровню образования: с высшим образованием 42%, средним — 14%, низшим — 25%, домашним — 19%, неграмотных — 2 человека;
— по профессиям (роду занятий): 121 крестьянин, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов, 46 помещиков, 73 служащих, 6 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров, 17 учителей, 11 журналистов и 9 «лиц неизвестных занятий»;
— по партийной принадлежности: 176 кадетов, 102 «трудовиков» (крестьян), 23 эсера, 18 социал-демократов (меньшевиков), 100 беспартийных и прочих представителей более мелких партий и движений.
Председателем первой думы был избран кадет С. Муромцев — профессор Московского университета.
* * * * *
Представители левого крыла РСДРП (большевики) бойкотировали выборы в первую Госдуму. Поясняя позицию своей партии, В.И. Ленин писал: «Почему отказываемся мы от участия в выборах? Потому, что, участвуя в выборах, мы невольно поддержим в народе веру в Думу, мы ослабим этим силу своей борьбы против подделки народного представительства. Дума не парламент, а уловка самодержавия. Мы должны сорвать эту уловку, отвергая всякое участие в выборах».
Однако в дальнейшем большевики сменили данную тактику, и всё же участвовали в выборах в последующие три состава Госдумы, но делали это исключительно для использования думской трибуны как средства агитации и пропаганды, в первую очередь, перед многочисленным, но тёмным и колеблющимся крестьянским «болотом» в думе.
По словам В.И. Ленина, в новых условиях, когда революция пошла на спад, и наступает реакция, «на первый план должна быть выдвинута критическая, пропагандистская, агитационная и организационная роль с.-д. думской фракции, как одной из наших партийных организаций. Именно этим, а не непосредственно «законодательным» целям должны служить и законопроекты, вносимые с.-д. думской фракцией, в особенности по таким вопросам, как улучшение жизненных условий и обеспечение свободы классовой борьбы пролетариата, ниспровержение крепостнического помещичьего гнета в деревне, помощь голодающим крестьянам, борьба с безработицей, избавление матросов и солдат от казарменной каторги и т.д.».
* * * * *
Первая Государственная дума России провела всего одну сессию и просуществовала с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 года, после чего была распущена императором Николаем II.
В своём манифесте по этому поводу император указал, что «распуская нынешний состав Государственной Думы… С непоколебимою Верою в милость Божию и в разум русского народа Мы будем ждать от нового состава Государственной Думы осуществления ожиданий Наших и внесения в законодательство страны соответствия с потребностями обновленной России. Верные сыны России! Царь ваш призывает вас, как отец своих детей, сплотиться с Ним в деле обновления и возрождения нашей святой Родины».
Ничего не напоминает?
* * * * *
И напоследок – чуть-чуть мистики.
Первый опыт диктатуры пролетариата в мире – Парижская Коммуна в 1871 году – просуществовала 72 дня.
Первый такой же опыт в России – Иваново-Вознесенский Совет рабочих депутатов в 1905 году – тоже 72 дня.
И ровно столько же проработал первый российский парламент – Государственная дума 1906 года…
М. Сметанин