Сегодня, 29 августа 2024 года, исполняется 75 лет очень важному событию – как для его современников, так и для нас с вами, живущих в XXI веке граждан совсем другой страны.
29 августа 1949 года в Советском Союзе, в Семипалатинской области Казахстана, состоялось первое в нашей стране успешное испытания ядерного оружия.
Этому предшествовали огромные усилия советских учёных, инженеров, рабочих, политиков, военных и разведчиков, которые обеспечили этот первый шаг в обретении того, что потом стали называть ядерным щитом СССР, под защитой которого мы находимся до сих пор.
* * * * *
Создание советской атомной бомбы было вызвано, в первую очередь, аналогичными работами военно-политических и идеологических противников Советского Союза – США, Великобритании и Германии.
Работы советских учёных в этом направлении начались ещё в 20-е годы, сначала в теоретической плоскости, а затем и в практической. Наиболее интенсивно эти работы проводились в Ленинграде — в Радиевом и физико-техническом институтах, в Харьковском физико-техническом институте и в Институте химической физики в Москве. Среди первопроходцев ядерной темы в довоенные годы были такие учёные как В.Г. Хлопин, Г.А. Гамов, И.В. Курчатов, Л.В. Мысовский, Ф.Ф. Ланге и Н.Н. Семёнов. В руководстве СССР данную тему первоначально курировал председатель Совнаркома В.М. Молотов.
* * * * *
С началом Великой Отечественной войны СССР был вынужден сократить объёмы ранее проводившихся ядерных исследований, тогда как в Великобритании, США и фашистской Германии эти работы усиленно продолжались. Советский же Союз по-настоящему вернулся к «ядерному проекту» лишь осенью 1942 года.
В этот период особую актуальность приобрели данные разведки, как по линии НКВД (НКГБ), так и ГРУ Генштаба РККА, под общим руководством Л.П. Берия (на фото слева). Уже с сентября 1941 года в СССР начала поступать разведывательная информация о проведении в Великобритании и США секретных интенсивных научно-исследовательских работ, направленных на разработку методов использования атомной энергии для военных целей.
Большую работу по внедрению в самое «сердце» американских ядерных исследований – научный центр Лос-Аламос в штате Нью-Мексико («Манхэттенский проект») своих людей проделала супружеская пара советских разведчиков-нелегалов Зарубиных. Им удалось внедрить в проект американского физика немецкого происхождения, ранее завербованного советской разведкой, коммуниста Клауса Фукса (на фото справа), а также ряд других агентов. Благодаря этому, примерно с 1943 года, информация на тему ядерного оружия стала поступать в Москву бесперебойно.
* * * * *
28 сентября 1942 года, через полтора месяца после старта «Манхэттенского проекта», было принято постановление ГКО СССР №2352сс «Об организации работ по урану». В нём говорилось: «обязать Академию наук СССР (акад. Иоффе) возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путём расщепления ядра урана и представить Государственному комитету обороны к 1 апреля 1943 года доклад о возможности создания урановой бомбы».
11 февраля 1943 года было принято постановление ГКО №2872сс о начале практических работ по созданию атомной бомбы. Научное руководство всеми работами было поручено И.В. Курчатову (на фото слева), на заместителя председателя Совнаркома СССР М.Г. Первухина была возложена обязанность повседневно следить за этими работами и оказывать всестороннюю помощь. Информация, поступавшая по каналам разведки, под руководством Л.П. Берия, облегчала и ускоряла работу советских учёных.
После открытия «второго фронта» в Европе в США была создана специальная группа, целью которой было не дать СССР возможности захватить какие-либо данные об атомном проекте Германии. Из Европы в США доставлялись немецкие специалисты по данной теме и вывозилось необходимое для создания «оружия возмездия» урановое сырьё.
Аналогичные действия активно предпринимались и со стороны СССР.
* * * * *
24 июля 1945 года на конференции в Потсдаме (на фото) президент США Г. Трумэн сообщил Сталину, что у США «теперь есть оружие необыкновенной разрушительной силы». По воспоминаниям У. Черчилля, Сталин улыбнулся, но не стал интересоваться подробностями, из чего Черчилль сделал вывод, что тот ничего не понял и не в курсе событий. Однако в тот же вечер Сталин дал указание Молотову переговорить с Курчатовым об ускорении работ по атомному проекту.
6 августа 1945 года ВВС США был подвергнут атомной бомбардировке японский город Хиросима, а 9 августа — Нагасаки. Эти события коренным образом изменили политическую и военную обстановку в мире, и с этого момента направление материальных и людских ресурсов на создание атомного оружия в СССР приобретает масштабы, многократно превосходящие все предыдущие затраты по этой теме.
Через 14 дней после атомной бомбардировки Хиросимы постановлением ГКО №9887сс/оп от 20 августа 1945 г. за подписью И. В. Сталина был образован Специальный комитет для руководства всеми работами по использованию атомной энергии. Состав комитета: Л.П. Берия (председатель), Г.М. Маленков, Н.А. Вознесенский, Б.Л. Ванников, А.П. Завенягин, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, В.А. Махнёв, М.Г. Первухин. Спецкомитет был наделён чрезвычайными полномочиями по привлечению любых ресурсов, имевшихся в распоряжении СССР, к работам по атомному проекту.
* * * * *
Постановлением Совета министров СССР №1286—525сс «О плане развёртывания работ КБ-11 при Лаборатории №2 АН СССР» были определены задачи: создание под научным руководством Лаборатории №2 (академика Курчатова) атомных бомб, условно названных в постановлении «реактивными двигателями С», в двух вариантах: РДС-1 с плутонием и РДС-2 с ураном-235.
Тактико-технические задания на конструкции РДС-1 и РДС-2 должны были быть разработаны к 1 июля 1946 года, конструкции их главных узлов — к 1 июля 1947-го. Такие сроки стали возможными также благодаря поступлению в СССР подробнейших разведывательных данных об американских атомных бомбах, включая чертежи отдельных узлов и описание технологии их изготовления. РДС-1 (на фото) конструктивно была точной копией американского образца, с некоторыми улучшениями.
6 ноября 1947 года министр иностранных дел СССР В.М. Молотов сделал заявление относительно атомной бомбы, сказав, что «этого секрета давно уже не существует». Это заявление означало, что Советский Союз уже открыл секрет атомного оружия, и имеет в своём распоряжении это оружие. США расценили это заявление как блеф, считая, что СССР может овладеть атомным оружием не ранее 1952 года.
* * * * *
К лету 1949 года были завершены все основные работы по разработке советской атомной бомбы, получившей название РДС-1. Аббревиатура РДС расшифровывалась как «реактивный двигатель специальный». Теперь необходимо было испытать новое оружие.
Ответственным за проведение испытаний был назначен советский физик Ю.Б. Харитон (на фото справа), государственную комиссию по проведению испытаний возглавил М.Г. Первухин. Испытания было решено произвести на Семипалатинском полигоне в Казахской ССР.
Опытное поле представляло собой круг радиусом 10 километров, который разделили на 14 секторов, в том числе 2 фортификационных и физических сектора, сектор гражданских сооружений, сектор видов Вооруженных сил и родов войск, биологический сектор с животными.
Советское руководство интересовалось, какими будут последствия ядерного взрыва для объектов инфраструктуры, для военной техники. Поэтому в зоне испытания были построены отрезки тоннелей метро, взлетно-посадочные полосы. Разместили на полигоне и отдельные образцы танков, САУ, ракетных установок и самолетов. В центр опытного поля поставили специальную металлическую конструкцию – башню высотой 37,5 метров, на которой закрепили бомбу РДС-1.
* * * * *
Ровно в 7:00 утра 29 августа 1949 года окрестности полигона озарил яркий свет, прогремел взрыв (на фото вверху и слева). Атомная бомба, первая в советской истории, была успешно испытана. Несмотря на меры предосторожности, в результате взрыва пострадали несколько военнослужащих, находившихся в командном пункте, располагавшемся на большом удалении от места взрыва. Спустя 20 минут после испытания к месту взрыва направили два танка со свинцовой защитой, экипажам которых удалось установить, что произошло в эпицентре взрыва и на расстоянии километра от него.
Мощность РДС-1 составляла около 22 килотонн. В итоге взрыва башня, на которой закрепили бомбу, была полностью уничтожена, а на ее месте образовалась воронка глубиной 1,5 метра и диаметром 3 метра. Расположенное в 25 метрах от башни здание из железобетонных конструкций с мостовым краном было частично разрушено.
Танк Т-34 и артиллерийские орудия, размещенные в радиусе 500-550 метров от центра взрыва, получили легкие повреждения. Были повреждены и самолеты, размещенные на расстоянии до 1,5 километров. Сгорели все 10 автомобилей, расставленных на расстоянии километра от центра.
Два жилых трехэтажных дома, построенные на расстоянии 800 метров, были разрушены полностью. Разрушились все бревенчатые и щитовые дома, возведенные в радиусе 5 километров.
Взрыв отбросил и искорежил железнодорожный мост, возведенный на расстоянии километра, и шоссейный мост на расстоянии полутора километров. Вагоны и автомобили, размещенные на мостах, были отброшены на 50-80 метров от места установки. Из 1538 подопытных животных 345 погибли.
* * * * *
29 августа 1949 года послевоенный мир окончательно и бесповоротно изменился. США лишились своего главного преимущества над Советским Союзом, которым они обладали в течение четырех лет после окончания Второй мировой войны.
Впрочем, официально о появлении у Советского Союза атомной бомбы было заявлено лишь через полгода после первого испытания РДС-1 на Семипалатинском полигоне. 8 марта 1950 года заместитель председателя Совета министров СССР К.Е. Ворошилов официально заявил о том, что у СССР появилось ядерное оружие.
* * * * *
За 75 лет, прошедших со времени испытания первой советской атомной бомбы, многое изменилось. В настоящее время ядерное оружие имеется не только у США и России, но и у Франции, Великобритании, Китая, Индии, Пакистана, Израиля и Северной Кореи (в порядке убывания по количеству боеголовок). Изменились и средства доставки этого оружия – теперь это уже не только самолёты, но и ракеты, размещённые на наземных, подземных, воздушных, надводных и подводных носителях, а также артиллерийские снаряды и торпеды.
В настоящее время в мире накоплено столько оружия, что им можно несколько раз уничтожить всё население Земли. В такой войне победителей уже не будет, и оружие больше никому не потребуется.
М. Сметанин