85 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ НОВОГОДНЕЙ ЁЛКЕ

85 лет тому назад, 28 декабря 1935 года в главной газете Советского Союза — «Правде» было опубликовано письмо иваново-вознесенского большевика-революционера, на тот момент – кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) – П.П. Постышева о возобновлении празднования в СССР Нового года и официальном признании новогодней ёлки.

Это сравнительно неприметное вроде бы, на первый взгляд, событие, тем не менее, затронуло тогда миллионы советских семей, в дома которых, на радость детям, пришли новогодний праздник и пахнущая хвоей лесная красавица. И до сих пор, спустя 85 лет, этот праздник остаётся главным праздником для всех нас.

Также особенно приятно сознавать, что «отцом» советской новогодней ёлки стал ни кто-нибудь, а наш земляк, уроженец Иваново-Вознесенска Павел Петрович Постышев.

* * * * *

Немного более давней истории.

Сейчас это трудно себе представить, но традиция наряжать ёлку существовала в России не всегда. Данный обычай пришел к нам из Германии всего-то немногим более трёх веков тому назад.

Петр I, которому во время заграничной поездки понравилась эта традиция, своим указом «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года повелел считать началом года 1 января. И в этот день в домах и на улицах Москвы «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Однако тогда новогодняя ёлка по-настоящему ещё не «прижилась», и после смерти Петра в 1725 году традиция была на время забыта.

Вторую попытку «привязать» ёлку к новогоднему празднику предпринял другой император – Николай I. В 1817 году, он, ещё будучи великим князем, установил в московском Кремле, правда, на Рождество, первую в России настоящую ёлку с украшениями, свечами и развешанными на ветвях сладостями и подарками.

Вслед за императором наряжать ёлку стала московская знать, и к 1880-м годам ёлка к Рождеству стала во второй столице обычным делом. А в конце XIX – начале XX века традиция распространилась по всей стране, правда, в основном, в городах. Ёлка ставилась на Рождество, и оставалась на своём месте до Нового года, постепенно «превращаясь», таким образом, из рождественской в новогоднюю.

* * * * *

С началом Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 году, ёлка попала в опалу. В стране началась антигерманская кампания, и ёлку посчитали «вражеской».

После Октябрьской революции запрет на ёлку отменили. Известно, например, что В.И. Ленин сам был большим любителем новогоднего праздника, и даже неоднократно устраивал ёлки для детей, например, в Сокольниках и в Горках.

Однако это продлилось недолго. В 1926 году ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским, а годом позже началась антирелигиозная кампания, в ходе которой ёлка, вместе с Дедом Морозом, попали «под раздачу».

В этих условиях Новый год с наряженной ёлкой стал чисто домашним праздником и отмечался, можно сказать, за закрытыми дверями. Тем человеком, который «вернул» новогоднюю ёлку советским людям, стал П.П. Постышев.

* * * * *

Немного о нём.

Павел Петрович Постышев родился 6 (18) сентября 1887 года в Иваново-Вознесенске в семье ткача. С 9 лет начал работать на фабрике, с 13 лет посещал рабочий марксистский кружок. Член РСДРП с 1904 года, парторг на фабрике Гарелина. Участник Первой русской революции и знаменитой Ивановской стачки, депутат Первого Совета, был ранен во время расстрела рабочих казаками и полицией на Талке в июне 1905 года. В городе Иваново в настоящее время есть улица Постышева.

С апреля 1908 по декабрь 1912 года П.П. Постышев в тюрьме, с января 1913 по март 1917 – в ссылке в Иркутской губернии. После революции – в органах советской власти Сибири и Дальнего Востока, участник партизанского движения против белогвардейцев и интервентов.

С 1923 года на партийной работе на Украине, в 1930-1933 г.г. — секретарь ЦК ВКП(б). В 1932 году исполнял обязанности особого уполномоченного представителя ЦК и СНК СССР по осуществлению экстренных мер по выполнению плана хлебозаготовок в Нижнем Поволжье и на Украине.

С января 1933-го П.П. Постышев — второй секретарь ЦК КП(б) Украины и секретарь Харьковского (затем Киевского) обкома партии. С 1934 года – кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б).

* * * * *

В декабре 1935 года Постышев приехал в Москву на пленум ЦК ВКП(б), и, по некоторым данным, после разговора там с И.В. Сталиным, 28 декабря 1935 года в газете «Правда» было опубликовано письмо Павла Петровича о праздновании Нового года вместо Рождества и об официальном признании новогодней ёлки.

Вот его текст:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.

Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!».

* * * * *

На заметку в главной газете страны тут же обратили внимание, новогодний праздник вернулся, и с 1936 года стал всенародным. Только ёлку теперь стали наряжать не на Рождество, а на Новый год. Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначальные рождественские ассоциации.

В декабре 1937 года на встрече Нового года в Колонном зале Дома Союзов в Москве впервые была установлена «главная ёлка страны», а в качестве спутницы и «внучки» Деда Мороза появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества.

А с 1949 года 1 января был объявлен нерабочим днём.

М. Сметанин