Ровно 90 лет тому назад — 5 ноября 1934 года — в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера одного из самых популярных, культовых и кассовых советских фильмов – «Чапаев», посвящённого легендарному герою гражданской войны, начальнику 25-й стрелковой дивизии Красной Армии Василию Ивановичу Чапаеву (на фото слева).
* * * * *
Причиной для создания будущего кино-шедевра послужили для авторов фильма Васильевых, по-видимому, два события. Это — 15 лет со дня гибели В.И. Чапаева (5 сентября 1919 года) и очередная, 17-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Именно по этой последней причине премьера фильма состоялась накануне праздника.
* * * * *
«Источниками» же для создания фильма послужили также два главных «предлагаемых обстоятельства». Во-первых, личность самого Чапаева – не созданного позднее литературно-киношного образа, а реального человека, прошедшего за 32 года своей короткой жизни путь от сына крестьянина до начальника дивизии РККА.
И, во-вторых, конечно же, это повесть нашего земляка, уроженца села Середа Костромской губернии (ныне город Фурманов Ивановской области) — Дмитрия Андреевича Фурманова (на фото справа), проходившего в 1919 году службу в качестве комиссара той самой 25-й чапаевской дивизии. Благодаря вышедшей в 1923 году повести (затем роману) «Чапаев» образ героического начдива встал в первые ряды красных полководцев гражданской войны.
Однако, нисколько не умаляя реального Чапаева (хотя таких героев в те годы были десятки, если не сотни), и книгу Фурманова, надо признать, что действительно всенародную известность практически на сто лет вперёд легендарному красному командиру принёс именно фильм 1934 года.
* * * * *
Как же он создавался?
Летом 1932 года двум советским кинорежиссёрам – однофамильцам Георгию Николаевичу и Сергею Дмитриевичу Васильевым (выступавшим под творческим псевдонимом «братья Васильевы») было предложено снять фильм по сценарию «Чапаев», написанному вдовой Д.А. Фурманова Анной Фурмановой при участии В. Трофимова.
Данный сценарий подвергся основательной переработке, и в итоге в титрах фильма было указано так: «По материалам Д.А. Фурманова и А.Н. Фурмановой. Авторы сценария и постановки – режиссёры братья Васильевы».
Вот такое получилось коллективное творчество.
* * * * *
Главной проблемой для создателей фильма стал, конечно же, подбор актёра на главную роль – Василия Ивановича Чапаева.
После довольно долгих поисков, в ходе которых были отставлены такие известные в то время театральные и киноартисты как Василий Ванин (сыгравший, например, большевика Матвеева в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году») и Николай Баталов (родной дядя Алексея Баталова – Гоши из «Москва слезам не верит»), на роль Чапаева был утверждён Борис Андреевич Бабочкин.
В нём не было стопроцентного портретного сходства с Чапаевым (это видно по фотографиям), но он сумел передать главные черты не одного только Чапаева, а массы подобных ему людей, которых «сделала» революция – от простых рабочих и крестьян до военачальников и народных героев.
* * * * *
Кто знает, но, может быть, успеху Бабочкина в роли Чапаева, как и фильма в целом, поспособствовали ещё и некоторые переплетения их судеб.
Оба – из Саратовской губернии (семья Чапаевых переехала сюда в его детстве).
В пятнадцатилетнем возрасте комсомолец Борис Бабочкин отправился добровольцем в Красную Армию, и, что интересно, именно в 1919 году, служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта под командованием М.В. Фрунзе, в состав которой входила 25-я чапаевская дивизия. То есть, по сути, настоящий Чапаев и его киноисполнитель были однополчанами.
И ещё один момент. В 1920 году Бабочкин учился театральному искусству в Государственной студии «Молодые мастера» у народного артиста РСФСР И.Н. Певцова, который в фильме «Чапаев» сыграл белого полковника Бороздина (в жизни Бородина) – фактически убийцы реального начдива.
И, наконец, после окончания театральной студии, летом 1921 года, в числе выпускников во главе Певцовым, Борис Бабочкин провёл свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска – можно сказать, на родине Д.А. Фурманова – автора повести «Чапаев».
А в кинематографе Бабочкин дебютировал в 1928 году в фильме «Мятеж», снятом по одноимённому роману также Д.А. Фурманова.
* * * * *
Кроме Бабочкина, остальной актёрский состав фильма также был подобран очень удачно.
Борис Блинов исполнил вторую главную роль – комиссара Фурманова.
Варвара Мясникова (на тот момент жена одного из режиссёров фильма Сергея Васильева) воплотила вымышленный образ «Анки-пулемётчицы».
Леонид Кмит сыграл Петьку — ординарца Чапаева, наставник Бабочкина Илларион Певцов — полковника Бороздина, Борис Чирков — крестьянина из ограбленной деревни, Георгий Жжёнов — ординарца Фурманова.
Интересный факт: в кадрах знаменитой «психической атаки» белогвардейцев колоритный образ офицера в чёрной колчаковской форме, с папиросой в зубах сыграл сам режиссёр фильма Георгий Васильев.
* * * * *
Как уже сказано выше, 5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера «Чапаева». Афиш к новому фильму не было, только рукописные объявления, так как съёмки и монтаж были закончены всего за две недели до премьеры и афиши просто не успели подготовить.
На утреннем сеансе зрителей в зале кинотеатра было немного, но уже на вечерний просмотр собралась очередь, затем же фильм вызвал ажиотаж. В связи с этим его показывали одновременно во многих кинотеатрах Ленинграда на протяжении нескольких недель. А в ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет.
В январе 1935 года «Чапаев» вышел за пределы СССР, и затем в течение последующих двух десятков лет был показан в США, Испании, Дании, Польше, Чехословакии, ГДР, Австрии, Финляндии и Италии.
* * * * *
«Чапаевым» открылся первый советский международный кинофестиваль в Москве в 1935 году, где он завоевал первую премию «Серебряный кубок».
Кроме того, «Чапаев» был признан «лучшим фильмом на иностранном языке» по версии Национального совета кинокритиков США в 1935 году, получил Гран-при Парижской Всемирной выставки в 1937 году, бронзовую медаль на кинофестивале в Венеции в 1946 году и золотую медаль на третьем смотре фильмов в честь 100-летия объединения Италии в 1961 году.
По итогам опроса киноведов мира (1978) фильм включён в число 100 лучших фильмов мирового кино.
В 1941 году фильм «Чапаев» был удостоен Сталинской премии I степени. Также конкретно премия была присуждена Георгию Васильеву, Сергею Васильеву и Борису Бабочкину. Кроме того, за участие в создании фильма Бабочкину было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а «братьям» Васильевым вручены ордена Ленина.
И.В. Сталин считал «Чапаева» лучшим фильмом советской кинематографии, и уже к марту 1936 года просмотрел его 38 раз.
Также, по словам президента РФ В.В. Путина, «Чапаев» является его любимым фильмом.
* * * * *
Кроме того, поистине всесоюзную славу фильму и его героям дала народная молва, сочинившая сотни анекдотов «про Петьку, Анку и Василия Ивановича», а также «растащившая» звукоряд картины на множество крылатых цитат.
Например, таких:
— «Тихо, граждане! Чапай думать будет!»;
— «Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне»;
— «Белые пришли — грабют, красные пришли — тоже грабют. Ну, куды крестьянину податься?»;
— «Ты приходи ко мне в полночь-заполночь. Я чай пью — садись чай пить, я обедаю — пожалуйста, кушай. Вот я какой командир»;
— «Красиво идут! Интеллигенция!»;
— «Врёшь, не возьмешь!» и др.
* * * * *
Фильм «Чапаев» в городских кинотеатрах и сельских клубах по всей стране демонстрировался многократно с постоянным успехом, до начала Великой Отечественной войны его просмотрели более 60 миллионов человек.
Имя Чапаева получило небывалую известность и популярность, после выхода фильма его именем назвали улицы едва ли не в каждом городе и посёлке страны, боевые и гражданские корабли, воинские части и пионерские дружины.
Так, накануне Великой Отечественной войны, у сотен тысяч граждан страны, особенно молодёжи, воспитывался настоящий советский патриотизм.
М. Сметанин