«НА ПЯТЬ БАЛЛОВ!»

80 лет тому назад, 10 января 1944 года, было принято постановление Совета народных комиссаров РСФСР о введении в школах цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения.

С этого момента началась история современных школьных «пятёрок», «четвёрок», «троек», а также «двоек» и «единиц».

Однако сама «система оценивания» школьных знаний уходит своими корнями в гораздо более древние времена.

Единой системы оценки успехов учеников в школах и училищах долгое время не было. Успеваемость и поведение характеризовались словами: «даровит», «тих», «понятлив», «старателен» и т.д.

С первой половины XVIII века известно о «трёхразрядной» системе оценок. Так в списке студентов Киевской духовной академии 1737 года высший разряд обозначал выдающиеся успехи «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального», средний разряд — «учения посредственного, мерного, нехудого», и низший — «учения слабого, подлого, безнадёжного, ленивого».

Считается, что «Руководство учителям 1 и 2 класса народных училищ Российской империи» от 1783 года, изданное «по высочайшему повелению» Екатерины II, впервые ввело систему оценки успеваемости учащихся.

В «Руководстве» сказано, что дети имеют различия, и описано какими бывают ученики:

— «всё понимают, хорошо помнят и выученное употреблять умеют»;

— «одарены хорошей памятью, но имеют мало рассуждения»;

— «слабая память»;

— «тупые дети, которые мало понимают и помнят».

Кроме того, дети разделялись «в рассуждении нрава» и «в рассуждении поведения». Для каждого типа учеников давались рекомендации по поведению с ними учителя.

Постепенно словесная оценка знаний становилась однообразней и короче, и всё чаще заменялась цифровой. В первом классе «народных училищ» использовалась 6-балльная система, во втором применялась 8-балльная. Чтобы стать отличником, нужно было набрать по всем предметам опредёленную сумму баллов.

В начале XIX века система оценок в России была достаточно «пёстрой». Некоторый порядок утвердился здесь только в 1837 году, когда министерством народного просвещения была, наконец, установлена 5-балльная система: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные.

Правда, при этом, в женских гимназиях и кадетских училищах применялась 12-балльная система.

После Октябрьской революции, в 1918 году, был введён запрет фактически на все оценки – и на цифровые, и на словесные. Лаконичные записи в школьных документах: «изучал» и «не изучал», теперь характеризовали знания ученика.

Однако довольно быстро пришло понимание, что такая «оценка» не отражает реальную картину знаний, поэтому на местах стали появляться неофициальные оценки, естественно, по принципу «кто во что горазд».

Затем, в 30-е годы, в школы и другие учебные заведения вернули «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».

И, наконец, согласно Постановлению СНК РСФСР №18 от 10 января 1944 года и Приказу Народного комиссара просвещения №24 от 10 января 1944 года в РСФСР (и параллельно в других республиках Советского Союза) была введена пятибалльная система школьных оценок.

В постановлении Совнаркома за подписью А.Н. Косыгина говорилось: «в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний, Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:

  1. Принять предложение Наркомпроса РСФСР о замене применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся… цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1.
  2. Ввести цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 г.».

А к постановлению прилагалась утверждённая наркомом просвещения «Инструкция о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». В ней разъяснялось, что «при оценке успеваемости учащихся:

  1. Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.
  2. Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
  3. Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
  4. Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
  5. Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала».

Однако ещё в СССР оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система де-факто превратилась в 4-балльную, каковой и остаётся до настоящего времени.

М. Сметанин

 

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU