ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ…

Советский Союз в 30-е годы прошлого века был страной рекордов практически во всех сферах жизни – в науке, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, образовании, культуре и т.п.

Особой народной любовью (как потом в 60-е, космонавты) до войны пользовались лётчики. Имена покорителей неба – Валерия Чкалова, Михаила Громова, Сигизмунда Леваневского, Михаила Водопьянова и многих других не сходили со страниц книг и полос газет, звучали по радио и на митингах, став известными, без преувеличения, всей стране.

* * * * *

Одним из таких авиационных рекордов того времени стал первый беспосадочный перелёт женского экипажа по маршруту Москва – Дальний Восток, совершённый 24-25 сентября 1938 года.

А 85 лет тому назад, 2 ноября 1938 года, участницам этого рекордного по дальности и сложности перелёта – экипажу самолёта АНТ-37 «Родина» в составе командира В.С. Гризодубовой, второго пилота П.Д. Осипенко и штурмана М.М. Расковой – Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Причём эти молодые лётчицы – Валентине Гризодубовой на момент полёта было 29 лет, Полине Осипенко – 30, а Марине Расковой только 26 лет – стали первыми в СССР женщинами, удостоенными этой высшей степени отличия

Стоит отметить, что аналогичный перелёт мужского экипажа был выполнен всего за несколько месяцев до названных событий — 27-28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» экипажем в составе В.К. Коккинаки и А.М. Брядинского.

Целями «женского» перелёта было установление мирового рекорда дальности полёта и испытание новой авиационной техники, в том числе с военной точки зрения, так как самолёт-чемпион АНТ-37 «Родина» был усовершенствованной копией дальнего бомбардировщика ДБ-2. Что касается рекорда, то он был с честью установлен – за 26 часов 29 минут беспосадочного полёта было покрыто расстояние в 6 450 км. До 1938 года это расстояние преодолевалось только с промежуточными посадками, аж за пять дней!

* * * * *

Как же проходил сам полёт?

24 сентября 1938 года, в первые часы после старта «Родины» из Москвы (в 8:12 по МСК), полёт проходил нормально. Затем после Урала радиосвязь с землёй начала прерываться, в  районе Байкала она была полностью потеряна.

Чем ближе было к цели, тем больше усложнялись метеорологические условия: сплошные облака, сильный с порывами ветер, мороз, обледенение. Большая часть полёта проходила на высоте не ниже 7000 метров, из-за чего экипаж работал в кислородных масках.

Когда штурман Марина Раскова открыла астролюк, пытаясь сориентироваться по звёздам в разрывах между тучами, полётные карты вытянуло наружу из-за разности в давлении. От Байкала пришлось идти практически без ориентиров, без карт, без связи, при неизвестной скорости ветра. Понимая, что они рискуют пересечь границу с Китаем, после Байкала командир корабля Гризодубова взяла магнитный курс 90 градусов с упреждением на максимально сильный ветер и снос самолета на юг, продолжив полёт таким образом ещё несколько часов.

Утром 25 сентября в разрывах облаков экипаж обнаружил, что полёт проходит уже над Охотским морем. Тогда командир развернула самолет на 180 градусов, взяв курс на Хабаровск. И тут загорелась красная лампочка аварийного остатка топлива, которого осталось на полчаса полета. Поняв, что долететь до Хабаровска невозможно, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка смертельно опасна для сидящего впереди штурмана.

Для посадки Гризодубова выбрала заросшее озеро посреди тайги в верховьях реки Амгуни. Валентина Степановна посадила самолет очень аккуратно – только лопасти винтов немного погнулись от удара о воду.

Точного места приземления «Родины» никто не знал, и начались его поиски. Только 3 октября лётчик Михаил Сахаров обнаружил самолёт с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал женщин в тайге. Экипаж был доставлен в Комсомольск-на-Амуре, затем в Хабаровск, где героических лётчиц чествовал весь город.

В столицу они отправились на специальном поезде, на каждой станции, в каждом городе по пути в Москву их встречали с поздравлениями толпы советских граждан. В столице летчиц встречали десятки тысяч человек, которые стояли вдоль улиц на пути их следования…

Кроме присвоения званий Героев Советского Союза за перелёт на Дальний Восток Гризодубова, Осипенко и Раскова получили от руководства страны премии по 25 тысяч рублей каждая.

* * * * *

И ещё немного об участницах этих героических событий.

Валентина Степановна Гризодубова – родилась 27 апреля (10 мая) 1909 года в Харькове, в дворянской семье. В 14 лет совершила первый полёт на планере. Окончила среднюю школу, музыкальное училище, Харьковскую консерваторию по классу фортепиано, Харьковский технологический институт, 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1937 года – депутат Верховного Совета СССР. В октябре 1937 года Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на спортивных легкомоторных самолётах. В 1938 году Гризодубова решила побить женский мировой рекорд дальности полета, составлявший 4 тыс. км и принадлежавший французским лётчицам. Поскольку преодолеть большее расстояние можно было только на бомбардировщике, но на военных самолётах советские лётчицы ранее не летали, Гризодубова уговорила руководство доверить ей выполнение этой задачи, остановив свой выбор на дальнем бомбардировщике АНТ-37 и предложив назвать его «Родина». В свой экипаж Валентина пригласила Полину Осипенко и Марину Раскову. За этот перелёт все трое получили звание Героя Советского Союза, но Гризодубова считается первой женщиной-героем. В 1939 году она была назначена начальником Управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота СССР. Окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота. С 1941 года – член ВКП(б), председатель Антифашистского комитета советских женщин. Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком авиации дальнего действия. Это был первый случай, когда командиром мужского полка была назначена женщина. На май 1943 года Гризодубова лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержания связи с партизанскими отрядами. В 1943 году ей было присвоено звание полковник. После демобилизации работала заместителем начальника НИИ-17 (институт приборостроения), с 1963 года – директор Научно-исследовательского лётно-испытательного центра. Скончалась В.С. Гризодубова 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Награды: медаль «Золотая Звезда», два Ордена Ленина, два Ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали.

* * * * *

Полина Денисовна Осипенко – родилась 25 сентября (8 октября) 1907 года в Екатеринославской губернии (ныне Запорожской области), в крестьянской семье. Окончила начальную школу, курсы птицеводов. Работала заведующей колхозной птицефермой. Окончила Качинскую школу лётчиков, затем, с 1933 года, служила в Красной Армии — лётчиком, командиром звена истребительной авиации. Член ВКП(б) с 1932 года. Летом 1937 года побила три мировых рекорда высотных полётов, в 1938 году возглавила беспосадочный перелёт Севастополь-Архангельск. За выполнение беспосадочного перелёта Москва – Дальний Восток 2 ноября 1938 года П.Д. Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Имела воинское звание майор. Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе утром 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов на новом самолёте УТИ-4 в Рязанской области. Похоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Награды: медаль Золотая Звезда, два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени.

* * * * *

Марина Михайловна Раскова – родилась 15 (28) марта 1912 года в Москве, в семье артиста оперы и учительницы. Окончила среднюю школу, Московскую консерваторию, Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, школу пилотов на аэродроме Тушино. С 1935 года — инструктор штурманской кафедры Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и преподаватель штурманского дела на курсах усовершенствования начальствующего состава, штатный консультант НКВД СССР. В 1937-1938 г.г. Раскова в качестве штурмана участвовала в установлении семи мировых рекордов дальности полётов. За выполнение беспосадочного перелёта Москва – Дальний Восток 2 ноября 1938 года М.М. Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1939 году издательством Молодая гвардия была выпущена книга Марины Расковой «Записки штурмана». Имела воинское звание майор и специальное звание старший лейтенант государственной безопасности. 15 октября 1941 года по личной инициативе сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2, «Ночные ведьмы»). Позднее была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. Погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе в Саратовской области. Похоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Награды: медаль Золотая Звезда, два ордена Ленина, орден Отечественной войны 1-й степени, нагрудный знак «Заслуженный сотрудник НКВД», медали.

М. Сметанин

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU