ПЕРВОЕ СОВЕТСКОЕ ФЭНТЕЗИ

85 лет тому назад, в 1939 году, советский писатель, драматург, переводчик и педагог, уроженец города Усть-Каменогорск Александр Мелентьевич Волков (1891-1977) окончил работу над переводом сказки американского детского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», вышедшей в свет в США ещё в 1900 году.

В этой повести рассказывалось о фантастическом путешествии американской девочки и её собаки в загадочную страну «Оз» (которую Волков назвал «Волшебной страной»), где живут необычные люди, волшебники и говорящие животные, об их захватывающих приключениях, и о благополучном возвращении домой.

* * * * *

Волков взялся переводить эту книгу, чтобы попрактиковаться в изучении английского языка. Однако в процессе перевода он изменил некоторые события и добавил новые приключения героев сказки.

Рукопись обработанной сказочной повести А.М. Волков показал тогдашнему признанному классику советской детской литературы С.Я. Маршаку, и получил его полное одобрение.

В 1939 году повесть под названием «Волшебник Изумрудного города» обрела статус самостоятельного произведения и впервые была издана в СССР.

Интересно, что второе издание «Волшебника» вышло только через двадцать лет после первого – в 1959 году. Оно было значительно переработано автором, и в этом издании впервые появились иллюстрации художника Л.В. Владимирского, ставшие затем своеобразной визитной карточкой книги.

* * * * *

В 1963 году, то есть почти через четверть века после первого выхода «Волшебника изумрудного города», и уже, будучи в почтенном 72-летнем возрасте, Волков принялся писать продолжение истории про девочку Элли и её друзей Страшилу, Льва, Железного Дровосека и других жителей Волшебной страны.

Полный цикл «изумрудного сериала» с годами изданий состоит из шести повестей и выглядит таким образом:

— «Волшебник Изумрудного города» — 1939;

— «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — 1963;

— «Семь подземных королей» — 1964;

— «Огненный бог Марранов» — 1968;

— «Жёлтый Туман» — 1970;

— «Тайна заброшенного замка» — 1982.

Последняя повесть в своём полном варианте увидела свет лишь после смерти автора, который скончался в Москве, в июле 1977 года, в возрасте 86 лет.

* * * * *

Если считать «Волшебник изумрудного города» талантливым «ремейком», то, во-первых, речь может идти только о первой книге цикла. Все остальные повести написаны Волковым полностью самостоятельно.

А, во-вторых, это, наверное, тот редкий случай, когда ремейк оказался лучше и гораздо популярнее оригинала. 

Достаточно сказать, что с 1939 года и по настоящее время волковский «Волшебник» и его продолжения были переведены на 13 языков (даже на английский, на котором был написан оригинал) и выдержали целых 46 переизданий в Советском Союзе, всех социалистических странах, позднее – в Германии, США и современной России.

Также, кроме книг и журнальных публикаций, «Волшебник Изумрудного города» был поставлен в СССР и РФ как кукольный телеспектакль (1968), литературно-музыкальная композиция на пластинке (1970), многосерийный мультфильм (1973), кинофильм (1994), ремейк многосерийного мультфильма (1999-2000).

* * * * *

Существует версия, согласно которой «титул» первого советского фэнтези заслуживают произведения Александра Волкова о Волшебной стране. Если внимательно посмотреть, то можно найти в них такие, например, признаки жанра фэнтези:

— некая цивилизация с ограниченной возможностью доступа из нашего мира;

— карта Волшебной страны с границами государств и разнообразным ландшафтом;

— несколько населяющих страну «народов» со своими особенностями;

— развитая система магии, имеющая при этом свои законы и пределы;

— продуманная мифология и история, уходящая вглубь на много веков;

— магические артефакты (серебряные туфельки, серебряный обруч, золотая шапка и т.п.);

— кроме того, имеются люди, попавшие в Волшебную страну из внешнего мира, которые активно принимают участие в борьбе противостоящих сил — типичный сюжетный ход в фэнтезийных романах.

* * * * *

Текст А.М. Волкова значительно отличается от текста Л.Ф. Баума – и по именам героев, и по названиям разноцветных стран и народов, и по сюжетным линиям.

Главное же, однако, в том, что волковский «Волшебник изумрудного города» — это советская сказка, в которой, как и во многих других созданных в СССР произведениях подобного жанра («Старик Хоттабыч», «Незнайка», «Приключения Электроника», «Чародеи» и т.п.) – не столько волшебства, сколько силы дружбы и любви, способных творить чудеса, труда и коллективизма, борьбы за свободу и справедливость.

И хотя события происходят в Волшебной стране, герои находят выход из сложных ситуаций не столько за счёт какой-то волшебной помощи (как в зарубежных, да и в русских народных сказках), «по щучьему веленью», сколько благодаря собственным знаниям, умениям и взаимовыручке.

* * * * *

Лучше всего об этом сказал сам Александр Волков в послесловии к своей знаменитой книге:

«Вы прочитали сказку «Волшебник Изумрудного города», познакомились с девочкой Элли и её милыми и смешными друзьями – Страшилой, Железным Дровосеком и смелым Львом.

Вы, наверное, очень удивились, узнав, что великий и ужасный волшебник Гудвин оказался не волшебником. Сказка учит тому, что всякая ложь, всякий обман, в конце концов, раскрываются.

Сказочную повесть «Волшебник изумрудного города» я написал по мотивам сказки американского писателя Лимана Фрэнка Баума, которая называется «Мудрец из страны Оз». Выдуманная Баумом волшебная страна и родина Гудвина, и вообще весь мир, в котором живут и действуют герои его сказок, – всё это очень похоже на знакомый писателю капиталистический мир, где благополучие меньшинства строится на эксплуатации, обмане большинства. Потому-то и Гудвин видел в обмане жителей волшебной страны единственный способ своего спасения».

М. Сметанин

 

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU