СПЕКУЛЯЦИЯ КАК НОРМА ЖИЗНИ

105 лет тому назад — 22 июля 1918 года – В.И. Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров РСФСР под названием «О спекуляции», которым в России того времени была фактически запрещена любая частная торговля.

Прежде чем рассказать о том, что тогда произошло, и чем это важно для нашего сегодняшнего времени, давайте сначала разберёмся, что же такое «спекуляция».

* * * * *

В общем понимании этого слова, спекуляция – это отвлечённое рассуждение, не связанное с реальными фактами, пустая болтовня, направленная на то, чтобы обмануть собеседника, заставив его что-то сказать или сделать. Как говорят: «он убедил его, спекулируя на чувстве жалости», например.

В экономике же спекуляция, как всем известно – это получение дохода за счёт разницы между ценами покупки и продажи. Купил подешевле – продал подороже – получил навар, прибыль. По сути, любую торговлю можно считать спекуляцией. Однако в разные исторические эпохи отношение к этому тоже было очень разным.

* * * * *

До 1917 и после 1991 года наша страна жила и живёт в условиях капитализма, когда спекуляция, по сути, составляла и составляет основу экономики. Напротив, в Советской России и в СССР спекуляция, определяемая как скупка и перепродажа с целью наживы, считалась преступлением.

Почему так? Да потому что социализм первых лет и десятилетий советской власти был основан на государственной собственности, что выражало интересы большинства общества, и, в первую очередь, трудящихся. «Кто не работает, тот не ест». А государство уже распределяло всем по их трудовому вкладу – зарплаты, пенсии, жильё, услуги образования, медицины и т.п., устанавливало твёрдые цены, предоставляло льготы и т.д.

При капитализме же господствует частник, который находится под защитой своего государства, и ставит своей главной целью получение прибыли. Любой ценой.

Именно поэтому, в первую очередь, и был принят 22 июля 1918 года декрет «О спекуляции».

* * * * *

Декрет определял спекуляцию как «сбыт, скупку или хранение, с целью сбыта»: «продуктов питания, монополизированных Республикой», «нормированных продуктов питания по ценам выше твердых», «прочих нормированных предметов массового потребления по ценам выше твердых».

Кроме того, выделялись и такие специальные составы преступлений как спекуляция продовольственными карточками, их подделка, злоупотребления при распределении товаров, спекуляция золотом и другими ценностями, и т.д.

Также различались действия, совершённые «в виде промысла», или без такового.

Диапазон наказаний за различные составы преступлений по этому ленинскому декрету был обширен и весьма суров – от «лишения свободы на срок не ниже 6 месяцев, соединенным с принудительными работами, и конфискацией части имущества», до «лишения свободы на срок не менее 10 лет и конфискацией всего имущества».

* * * * *

Основным исполнителем на практике этого декрета стала Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) под руководством Ф.Э. Дзержинского. С этой целью даже было изменено её название – от первоначального (декабрь 1917 года) «по борьбе с контрреволюцией и саботажем», до (август 1918-го) «по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности».

Приговоры по декрету «О спекуляции» выносились народными судами и революционными трибуналами.

Также, надо учитывать, что в ряде случаев ВЧК имело и свои собственные особые полномочия, особенно после принятия 5 сентября 1918 года декрета СНК «О красном терроре», и декрета ВЦИК от 20 июня 1919 года «Об изъятии из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении». В таких случаях спекулянтам, особенно крупным, грозил расстрел.

Однако нужно понимать, что эти жестокие меры, даже с учётом всех неизбежных перекосов и злоупотреблений, а также сопротивления со стороны «нетрудовых элементов», проводились в интересах большинства тогдашнего населения и поддерживались им.

* * * * *

В 1921 году руководство РСФСР, а затем СССР начало проводить так называемую «новую экономическую политику» (НЭП), которая, по выражению Ленина, являлась временным отступлением от социализма. В стране восстанавливалась, в том числе, свобода частной торговли, и в этих условиях спекуляция была фактически вновь узаконена.

Затем, в ходе сворачивания НЭПа, в октябре 1931 года, частная торговля была опять запрещена. Сначала полностью. Однако вскоре, после крупной забастовки и волнений рабочих в городе Вичуга Ивановской Промышленной области (апрель 1932), уже в мае того же года было дано послабление – открылись колхозные рынки и торговые точки коопторга.

В результате в дальнейшем, по крайней мере, в сталинские, хрущёвские и брежневские годы, государственная торговля составляла в СССР около двух третей общего объёма товарооборота, а кооперативно-колхозная (по сути, частная), соответственно, около одной трети.

* * * * *

При этом практически всегда сохранялись и неконтролируемые государством частники-единоличники, различные незаконные «блошиные рынки» и теневые криминальные структуры.

Вот с ними государство и вело борьбу, но, правда, уже не такими крутыми методами, как в первые годы советской власти.

Так, например, по Уголовному кодексу 1960 года, спекуляция наказывалась лишением свободы на срок до 2 лет с конфискацией имущества или без таковой, или исправительными работами до 1 года, или штрафом до 300 рублей.

Спекуляция в виде промысла или в крупных размерах — лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с конфискацией имущества.

Мелкая же спекуляция наказывалась лишь в административном порядке, а совершённая повторно в течение года, влекла за собой только исправительные работы до 1 года или штраф до 200 рублей с конфискацией предметов спекуляции.

Исключение составляла лишь статья 88 УК (на уголовном жаргоне «бабочки»), предусматривающая наказание за спекуляцию иностранной валютой в виде лишения свободы до 15 лет или смертной казни.

* * * * *

Однако затем, с возвращением капитализма, всё изменилось.

С февраля 1991 года спекуляция в России официально перестала быть преступлением, соответствующая статья была исключена из УК.

А президентский указ Б.Н. Ельцина «О свободе торговли» от 29 января 1992 года окончательно (по крайней мере, до настоящего времени) превратил спекуляцию в норму жизни российского общества и отечественной экономики.

М. Сметанин