В последнее время власти постоянно твердят о нашем бедном и вымирающем регионе как о какой-то «области развития». Официальные пресс-релизы пестрят заголовками, в которых мелькают слова: «модернизация», «рост», «обновление», «реконструкция», «благоустройство» и т.п. Или, на худой конец, «стабильность».
Вся эта официальная ура-пропаганда в полной мере распространяется и на систему образования Ивановской области. Судя по сообщениям власти, она постоянно и динамично развивается: ремонтируются школы, «преображаются» детские сады, ивановцами одерживаются победы во всероссийских олимпиадах и конкурсах, и даже создаётся какой-то студенческий «научно-образовательный кампус» на базе разорённой «Большой Ивановской мануфактуры» (на фото внизу). В общем, сплошные «места силы» и «точки роста».
При этом обычные заурядные мероприятия вроде текущего ремонта школьной столовой или приобретения сделанной в Китае пластмассовой детсадовской мебели преподносятся как подвиг, или, по крайней мере, очередное «обновление». И, как теперь водится, делается всё это «по поручению губернатора» и «в рамках программы модернизации».
Но, в то же время, из другой «параллельной реальности» поступают совсем иные сообщения. В той же самой (или в другой?) Ивановской области закрываются сельские школы и детские сады (на фото вверху: заброшенная школа в деревне Марфино Вичугского района). При этом победные реляции о приобретении очередной партии «школьных» автобусов с надписью «ДЕТИ» говорит не о развитии, а ровно наоборот – о том, что сельских ребятишек просто негде учить по месту их жительства, вместо содержания деревенской школы дешевле купить автобус.
Также увольняются учителя и преподаватели вузов, регулярно поднимается родительская плата в детских садах, растут поборы с родителей в школах, сокращается число студентов, детские загородные лагеря становятся анахронизмом, разрушаются здания образовательных учреждений, большинство из которых построены ещё в ругаемом властями «совке».
Кроме того, и что самое печальное — падает качество образования в целом. «Жертвы ЕГЭ» и платного псевдовысшего образования уже заполонили все предприятия и учреждения, в том числе те же школы, «колледжи» и «академии» с «университетами»…
Слишком мрачно, скажете? Но вот ниже приведены цифры, наглядно демонстрирующие то, что происходит с системой образования этой самой «другой» Ивановской области.
Причём, для большей «объективности», это цифры, выдаваемые не какими-то там «независимыми агентствами», а своим родным, ручным Ивановостатом.
ПОКАЗАТЕЛИ
|
2005 год
|
2021 год
|
Число детских садов, всего |
409 |
362 |
в том числе: в городах и посёлках |
296 |
295 |
в сельской местности |
113 |
67 |
Число школ, всего |
453 |
260 |
в них: учащихся, человек |
105 518 |
102 203 |
педагогов, человек |
9 801 |
6 212 |
Число учащихся в группах продленного дня, человек |
15 276 |
3 241 |
Организаций дополнительного образования, всего |
113 |
97 |
Всего обучалось в государственных и муниципальных образовательных организациях |
188 257 |
144 397 |
в том числе: в школах (дневных и вечерних) |
105 518 |
102 203 |
в организациях профессионального образования |
13 684 |
4 753 |
в организациях среднего профессионального образования (колледжи, техникумы) |
15 879 |
14 550 |
в организациях высшего профессионального образования (вузы) |
53 176 |
22 891 |
Число самостоятельных вузов |
8 |
6 |
Число филиалов вузов |
5 |
3 |
Из общей численности студентов вузов обучалось на отделениях, человек: очных |
28 247 |
14 870 |
вечерних |
200 |
1 074 |
заочных |
24 111 |
6 947 |
экстерната |
618 |
0 |
На 10 тысяч человек населения приходилось студентов |
483 |
234 |
Выпущено вузами специалистов — всего, человек |
10 524 |
4 455 |
Численность профессорско-преподавательского персонала, всего |
2 828 |
1 526 |
в том числе имеют: ученую степень доктора наук |
308 |
267 |
кандидата наук |
1 570 |
931 |
ученое звание профессора |
295 |
154 |
доцента |
1 106 |
657 |
Число детских оздоровительных лагерей |
642 |
309 |
Число отдохнувших в них детей, человек |
65 047 |
23 168 |
О реальном же положении дел в системе образования «области развития» можно только догадываться…
М. Сметанин