21 июня 2025 года исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося советского поэта, писателя и журналиста, лауреата трёх Сталинских, Ленинской и Государственной премий, главного редактора журнала «Новый мир» Александра Трифоновича Твардовского.
Он прожил недолгую и очень противоречивую жизнь. С одной стороны, во все школьные учебники литературы, многие театральные постановки навечно вошёл созданный Твардовским образ Василия Тёркина – персонажа, ставшего, пожалуй, главным символом советского солдата Великой Отечественной войны.
А с другой – сам Твардовский совершил в своей жизни ряд таких поступков, которые никак не стыковались с хрестоматийно-школьным образом автора «Василия Тёркина».
Но по порядку.
* * * * *
Александр Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленского уезда Смоленской губернии, ещё в Российской империи.
Отец Александра был кузнецом-единоличником и мелким землевладельцем, мать по происхождению — из помещиков-однодворцев. В семье было семеро детей – пять сыновей и две дочери.
* * * * *
Поэтический талант проявился у Александра Твардовского необычайно рано: сочинять стихи он начал ещё неграмотным, не умея читать и писать.
В 14 лет Александр начал писать маленькие заметки в смоленские газеты. В 1925 году в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение Твардовского «Новая изба». Автору стихотворения было лишь 15 лет.
В 1928 году, в 18-летнем возрасте, Твардовский ушёл из семьи и переехал в областной центр, где жил на гонорары, получаемые в редакциях различных газет. В этом же году, при содействии редактора смоленской газеты «Рабочий путь», известного впоследствии советского поэта М.В. Исаковского (будущего автора «Катюши» и «Одинокой гармони»), был принят в Ассоциацию пролетарских писателей.
* * * * *
В 1931 году была опубликована первая поэма Твардовского «Путь к социализму», навеянная проводимой тогда в СССР коллективизацией сельского хозяйства.
В 1935 году в Смоленске вышла его первая книга «Сборник стихов».
Всего за десять лет, с 1925 по 1935 год, Твардовский написал и опубликовал, главным образом на страницах смоленских газет, более 130 стихотворений.
В 1932 году Твардовский поступил на первый курс Смоленского государственного педагогического института. В 1936 году он переезжает на постоянное место жительства в Москву и переводится на третий курс Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939 году.
В этот период наиболее известными его произведениями стали поэма «Страна Муравия» (1936) и стихотворение «Ленин и печник» (1938).
* * * * *
А в это время семья Твардовского в Смоленской области была раскулачена и выслана в Свердловскую область. Там они получили письмо от Александра Трифоновича, в котором он сообщал, что переписываться с ними не может, и попросил не писать ему.
Немного позднее, по воспоминаниям младшего брата Ивана, Твардовский-старший с сыном Павлом приехали к Александру в Смоленск (до его отъезда в Москву), и попросили хоть о какой-нибудь помощи. Но в ответ услышали предложение… бесплатно отправить их назад. Иван пишет, что в дальнейшем встречаясь с Александром, он чувствовал в нём скрытую вину и стыд за его поведение в то время.
Отношения Александра Твардовского с родственниками были восстановлены только в 1936 году, когда он уже находился в Москве.
К этому можно ещё добавить, что брат поэта Иван (1914—2003), во время Великой Отечественной войны находился в плену, после чего приговорён к 10 годам лишения свободы, в 1952 году был досрочно освобождён.
* * * * *
С ноября 1939 по апрель 1940 года, в составе группы писателей, Твардовский работал в качестве военного корреспондента в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». В этом качестве он участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию и в войне с Финляндией.
Именно здесь, на советско-финской войне, у него родилась идея о создании образа Василия Тёркина — отважного, смекалистого и с чувством юмора красноармейца «всех времён и народов». Впервые стихи о нём появились в номере газеты «На страже Родины» от 5 января 1940 года в виде стихотворных текстов под сериями рисунков о подвигах Тёркина (напоминающих современные комиксы), а затем и в виде отдельных стихотворений.
После начала Великой Отечественной войны, А.Т. Твардовский работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия».
* * * * *
Поэма «Василий Тёркин» (1941-1945), «книга про бойца без начала, без конца» — стала самым известным произведением Твардовского, вершиной его творчества и своеобразной «визитной карточкой» поэта.
Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. Поэма являлась одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский стал культовым автором военного поколения.
Приказом по войскам 3-го Белорусского фронта от 31.07.1944 года сотрудник редакции газеты «Красноармейская правда», подполковник А.Т. Твардовский был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за написание поэм «Василий Тёркин» и «Дом у дороги» и очерков об освобождении Белоруссии, а также за выступления во фронтовых частях перед бойцами и офицерами.
Позднее, в 1946 году, автор «Василия Тёркина» был удостоен за эту поэму Сталинской премии первой степени.
* * * * *
В 1949 году, в соавторстве с поэтами М.В. Исаковским, А.А. Сурковым и Н.М. Грибачёвым, Твардовский написал стихотворение «Слово советских писателей товарищу Сталину», прочитанное на торжественном заседании по случаю 70-летия вождя в Большом театре.
В марте 1953 года, в дни смерти и похорон Сталина, Твардовский написал такие строки:
В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…
Но уже в поэме «За далью — даль», опубликованной в 1960 году, Твардовский осуждает «культ личности Сталина и его последствия» (в главах «Так это было» и «Друг детства»).
* * * * *
В 1950 году, ещё при Сталине, А.Т. Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир».
Но уже осенью 1954 года Твардовский постановлением ЦК КПСС был снят с этой должности за попытку печатания признанной на тот момент хрущёвским руководством антисоветской поэмы «Тёркин на том свете».
Однако в 1958 году отношения Твардовского с Хрущёвым наладились, и он вновь занял пост главного редактора «Нового мира».
* * * * *
В декабре 1961 года в руки Твардовского попал экземпляр рассказа (потом названный повестью) А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». С этого момента Александр Трифонович стал главным «промоутером» данного сомнительного произведения.
Всё это происходило сразу же после речи Хрущёва на XXII съезде КПСС, выноса тела Сталина из Мавзолея и демонтажа его памятников по всей стране.
12 декабря Твардовский встретился с Солженицыным в редакции «Нового мира», и разослал рукопись для ознакомления многим своим коллегам-писателям и некоторым высокопоставленным партработникам. Одновременно «Иван Денисович» начал распространяться в рукописных и машинописных копиях, передаваемых из рук в руки.
Реакция на повесть была неоднозначной. Положительно высказались о ней, например, К.И. Чуковский, А.А. Ахматова, К.М. Симонов, Г.Я. Бакланов и С.Я. Маршак.
* * * * *
Чувствуя такую поддержку, Твардовский обратился напрямую к Хрущёву: «Речь идёт о поразительно талантливой повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Имя этого автора до сих пор никому не было известно, но завтра может стать одним из замечательных имён нашей литературы».
12 октября 1962 года, под давлением Хрущёва, Президиум ЦК КПСС принял решение о публикации рассказа Солженицына.
В 1982 году, в интервью к 20-летию выхода «Одного дня Ивана Денисовича» для Би-би-си, Солженицын вспоминал: «Совершенно ясно: если бы не было Твардовского как главного редактора журнала — нет, повесть эта не была бы напечатана. Но я добавлю. И если бы не было Хрущёва в тот момент — тоже не была бы напечатана».
18 ноября 1962 года тираж журнала «Новый мир» №11 с «Одним днём Ивана Денисовича» был отпечатан и стал распространяться по стране. Вечером 19 ноября около 2 000 экземпляров журнала были завезены в Кремль для участников очередного пленума ЦК КПСС. Первоначально тираж журнала составлял 96 900 экземпляров, но по разрешению ЦК КПСС, было отпечатано ещё 25 000.
После этого Солженицын сразу становится знаменитостью, в том числе и за пределами СССР. 30 декабря 1962 года он был принят в члены Союза писателей СССР.
А 28 декабря 1963 года редакция журнала «Новый мир» выдвинула «Один день Ивана Денисовича» на соискание Ленинской премии по литературе. Однако это было уже слишком, и при голосовании на заседании Комитета по премиям данная идея была провалена.
* * * * *
После отставки Хрущёва в октябре 1964 года, как над Солженицыным, так и над Твардовским, начали сгущаться тучи. Как писал в ЦК КПСС первый секретарь ЦК КП Узбекистана Ш.Р. Рашидов в феврале 1966 года, «повесть «Один день Ивана Денисовича» под видом развенчания культа личности дала пищу буржуазным идеологам для антисоветской пропаганды».
В 1971-1972 годах все издания «Ивана Денисовича» негласно изымались из библиотек и уничтожались.
В 1968 году А.И. Твардовский отказался подписать опубликованное 30 октября в «Литературной газете» «Открытое письмо писателям Чехословакии» в поддержку ввода советских войск в ЧССР.
26 июля 1969 года в журнале «Огонёк» было опубликовано письмо «Против чего выступает «Новый мир»?». 7 февраля 1970 года Твардовский написал по этому поводу письмо Л.И. Брежневу, но ответа не получил. А 9 февраля 1970 года Твардовский был уволен с должности главного редактора журнала «Новый мир».
18 декабря 1971 года, на 62-м году жизни, Александр Трифонович Твардовский скоропостижно скончался от последствий перенесённого инсульта и запущенной онкологии.
Так завершилась жизнь одного из самых ярких и самых противоречивых советских поэтов середины ХХ века.
М. Сметанин