«ВОСТОК — ДЕЛО ТОНКОЕ…»

55 лет тому назад, в апреле 1970 года, в Советском Союзе на широкий экран вышел один из самых культовых, любимых зрителями и до сих пор пересматриваемых спустя десятки лет, фильмов – «Белое солнце пустыни».

Судьба этой картины была непростой. Ни при съёмках фильма, ни при первоначальном выходе его на экран никто не мог и подумать о таком его огромном и «долгоиграющем» успехе. Больше того – он мог и вообще не дойти до зрителя…

* * * * *

Незатейливый сюжет фильма рассказывает о приключениях «красноармейца Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля» Фёдора Ивановича Сухова, судя по всему, в начале 20-х годов прошлого века, в среднеазиатской пустыне на берегу Каспийского моря. Вообще-то после долгих лет службы ещё в царской армии и гражданской войны ему уже давно пора домой, да вот «товарищ Рахимов» упросил его сопроводить женщин из гарема бандита Абдуллы, пока отряд красных гоняется по пескам за бандой.

Вот так и идёт весь фильм «товарищ Сухов» «по пустыне напрямик», попутно, как в сказке, спасая всех попадающихся ему по пути бедолаг, уничтожая всю банду вместе с Абдуллой, да мысленно «переписываясь» с ожидающей его в Самаре женой — «разлюбезной Катериной Матвеевной».

* * * * *

Фильм «Белое солнце пустыни» был снят на базе киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм», по сценарию Рустама Ибрагимбекова и Валентина Ежова, режиссёром Владимиром Мотылём. Композитор — Исаак Шварц, текст песни «Ваше благородие», ставшей не менее популярной, чем сам фильм, написал Булат Окуджава.

В главной роли красноармейца Сухова снялся Анатолий Кузнецов, которому на тот момент было 39 лет, хотя по сюжету, его герой лет на пять моложе. Интересно, что до него на эту роль пробовался Георгий Юматов (больше всего известный по фильмам «Офицеры» и «Петровка,38), но в ночь перед первой же съёмкой напился и ввязался в драку, и, таким образом, «уступил место» Кузнецову.

Таможенника Верещагина сыграл Павел Луспекаев, который, из-за последствий фронтовых ранений был к тому времени инвалидом, и фильм «Белое солнце пустыни» стал для него последним: актёр скоропостижно скончался в апреле 1970 года, одновременно с выходом картины на экран.

Роль Саида досталась Спартаку Мишулину, известному советскому зрителю по телеспектаклю «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»; красноармейца Петрухи — Николаю Годовикову — непрофессионалу, работавшему слесарем на заводе; Абдуллы – народному артисту Грузинской ССР Кахи Кавсадзе; жены Сухова — редактору телестудии «Останкино» Галине Лучай.

Любопытно, что все девять «жён Абдуллы», то есть исполнительниц их ролей, были не из Средней Азии. Одна – латышка, остальные – русские (или, по крайней мере, русскоязычные). Только три «жены» были профессиональными актрисами, и лишь одна из них, Татьяна Ткач, стала в дальнейшем известной благодаря роли подруги Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя».

* * * * *

Съёмки фильма «Белое солнце пустыни» начались в 1968 году в Дагестане, в окрестностях Махачкалы, на побережье Каспийского моря. Здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка Педжент, возле которого по сценарию должны были развернуться основные события. В ноябре съёмки здесь были закончены, а затем до января 1969 года шли павильонные съёмки, а также запись музыки и песни.

Рабочий материал отсмотрела комиссия и осталась недовольна результатами. Режиссёра обвинили в профнепригодности — материал, запланированный к съёмке в ходе командировки, не был готов. Фильм, снятый уже на две трети, оказался законсервирован на четыре месяца.

В итоге было решено пересмотреть бюджет, выделить дополнительные средства и завершить фильм. Комиссия указала режиссёру на то, что картина получается «слишком трагической» и требовалась её «серьёзная доработка».

В мае 1969 года съёмочная группа вылетела во вторую командировку, но теперь уже на восточный берег Каспийского моря — в Туркмению, в район города Байрам-Али.

Съёмки завершились в сентябре 1969 года, но на этом проблемы не закончились. 18 сентября состоялась приёмка картины. Её отсмотрел директор «Мосфильма» Владимир Сурин. Он остался недоволен качеством и не подписал акт о приёмке.

И тут свершилось чудо! В судьбу фильма неожиданно вмешался не кто иной, как генеральный секретарь ЦК КПСС, «дорогой» Леонид Ильич Брежнев. Он возмутился, почему ему лично не показали новый фильм. В начале ноября он посмотрел-таки новую картину, и остался в восторге от просмотра, что волшебным образом сняло все предыдущие проблемы.

Для создателей и руководства ограниченная премьера картины состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице прошла 30 марта следующего года. И, наконец, в апреле 1970 года, 55 лет назад, «Белое солнце пустыни» начал своё шествие по всем кинотеатрам страны.

В год выхода на широкий экран по количеству зрителей фильм занял пятое место среди вышедших в прокат в 1970 году кинокартин — 34,5 млн. человек.

* * * * *

Кинокритики довольно долго не могли определиться с жанром «Белого солнца пустыни». Что это получилось – боевик, фильм о войне? Режиссёр Владимир Мотыль, приступая к фильму, собирался снимать именно вестерн, по типу «ковбойских» американских фильмов. В российской терминологии это звучит теперь как «истерн» — «восточный», в противоположность «западному» «вестерну».

В итоге часть авторитетных советских киноведов пришла к выводу, что в СССР стихийно был создан новый жанр, аналогов которому в мировом кино нет — «историко-революционный фильм-боевик». К этому уникальному жанру можно также отнести вышедшие примерно в те же годы трилогию о «Неуловимых мстителях», фильмы «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Конец императора тайги», «Непобедимый», «Адъютант его превосходительства» и др.

* * * * *

Парадоксально, но «Белое солнце пустыни» с годами стал более популярен, чем в начале своей прокатной судьбы.

В 1992 году во всероссийском опросе «Золотой билет», проводившемся телеканалом «Россия», «Белое солнце пустыни» победило в главной категории «Любимый фильм». По итогам опроса, посвящённого 100-летию российского кино, проведённого 31 декабря 1999 года, он также вышел на первое место.

Съёмочный коллектив и актёрский ансамбль были удостоены Государственной премии РФ 1998 года.

Главному герою фильма — красноармейцу Сухову — в 2012 году открыт памятник в Самаре.

Павел Верещагин стал символом таможенной службы, ему установлены памятники в Кургане, Амвросиевке (Донбасс), Луганске, Москве и Южно-Сахалинске.

«Белое солнце пустыни» стал одним из талисманов советских и российских космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают любимый фильм.

В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры в названиях кратеров были увековечены имена жён Абдуллы — Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также имя супруги Фёдора Сухова — Катя.

В 2004 году российской компанией «1С» была выпущена компьютерная игра «Белое солнце пустыни», созданная по мотивам фильма.

* * * * *

Фильм стал одним из самых известных в истории советского кинематографа, получив столь широкую популярность, что порой к нему применяют эпитет «культовый», а фразы и диалоги героев устойчиво вошли в разговорный русский язык и стали крылатыми.

Например, такие:

«Эт точно»;

«Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо»;

«И называйте меня просто — товарищ Сухов!»;

«Ты ведь меня знаешь, Абдулла. Я мзду не беру. Мне за державу обидно»;

«Хорошая жена, хороший дом, — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!»;

«Да гранаты у него не той системы!»;

«Таможня даёт добро»;

«Ты как здесь оказался? – Стреляли».

Ну, и, конечно, бессмертное: «Восток — дело тонкое…».

М. Сметанин

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU