90 лет тому назад — 15 мая 1935 года — была пущена в эксплуатацию первая очередь Московского метрополитена.
Этот вид транспорта сегодня стал настолько привычным, что представить себе сейчас Москву без метро почти также сложно, как Санкт-Петербург без Медного всадника или Иваново без единственного в России построенного в стиле конструктивизма здания железнодорожного вокзала…
* * * * *
Вообще первое метро в мире было построено в столице Великобритании Лондоне 10 января 1863 года, и сначала эксплуатировалось на паровой тяге, которая только в конце XIX века была заменена на электрическую. Интересно, что первая станция лондонской «подземки», работающая до настоящего времени, называлась «Бэйкер стрит» (хотя Шерлок Холмс тут, конечно, ни при чём).
Затем метро было открыто в США (в Нью-Йорке в 1868 и в Чикаго в 1892 году), потом в Европе – в Будапеште и Глазго (1896), в Париже (1900), Берлине (1902) и Гамбурге (1912).
По состоянию на 1 апреля 2025 года метро есть в 204 городах 65 стран мира.
* * * * *
В дореволюционной России рассматривалось несколько проектов по строительству московской «подземки» — два в 1902 году, и затем ещё два — в 1913 и в 1916 годах.
Однако доведению их до практической реализации помешали общая техническая и политическая отсталость царской России, не желавшее иметь конкурентов «трамвайное лобби», а затем ещё и начавшаяся первая мировая война.
В итоге практически осуществить строительство метро смогла только советская власть.
* * * * *
15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) под председательством И.В. Сталина, после трёхчасового доклада члена Политбюро, секретаря ЦК, первого секретаря Московского обкома и горкома партии, наркома путей сообщения СССР Л.М. Кагановича, было принято решение о строительстве московского метрополитена, с целью «улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвайные линии».
В ноябре 1931 года началось строительство первого опытного участка на Русаковской улице. В 1933 году был утверждён технический проект первой очереди метрополитена, бесплатно подготовленный, что интересно, немецкой фирмой Siemens-Bauunion GmbH, тогда же трест Метрострой начал основные строительные работы. Первым начальником, и одновременно главным инженером Метростроя, ещё с 1931 года и до 1938-го, был старый инженер дореволюционной выучки Павел Павлович Роттерт, который накануне назначения на должность подробно ознакомился с тонкостями строительства метро в США, Франции и Германии.
Для обеспечения высоких темпов строительства, требовавших немедленного привлечения десятков тысяч рабочих, был использован метод «комсомольского призыва», хорошо описанного в легендарном советском фильме «Добровольцы» 1958 года. Строительство московского метро стало достижением не только самих метростроителей, но и всей советской промышленности. Заказы, поступавшие из Москвы, выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу.
Первоначально метро хотели пустить к 7 Ноября 1934 года, но не пустили из-за отсутствия эскалаторов. Тогда это устройство было только в Лондонском метрополитене. Метрострой за 200 тысяч золотых рублей приобрёл один эскалатор, только чтобы его разобрать и скопировать, увеличив длину лестниц, что было сделано в январе 1935 года.
В итоге строительство первой очереди московского метро было завершено в рекордные сроки – всего за полтора года, и 4 февраля 1935-го по ней прошёл первый пробный поезд.
* * * * *
Официальное же открытие московского метрополитена произошло 15 мая 1935 года, ровно 90 лет тому назад. В церемонии открытия участвовали И.В. Сталин, Л.М. Каганович, Н.С. Хрущёв и другие руководители.
Первым официальным пассажиром московского метро стал рабочий завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев, который в этот день купил в кассе открывшейся станции «Сокольники» билет №1 серии «А».
Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы, 13 станций и 12 составов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Данное ответвление, ставшее затем Филёвской линией, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москва-реку по мосту.
До начала Великой Отечественной войны были открыты ещё две линии. В марте 1938 года Арбатская линия была продлена до станции «Курская». В сентябре 1938 года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года «Театральная»).
* * * * *
Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалётов здесь, под землёй, родилось 217 детей.
15 октября 1941 года, когда фашисты подошли к Москве, от Л.М. Кагановича поступил приказ закрыть московский метрополитен, и в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению как стратегически важного объекта.
Утром 16 октября метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру того же дня приказ об уничтожении метро был отменён.
Любопытно, что уже в мае 1942 года строительство метро вновь возобновилось. И до конца войны были введены в строй две новые линии — в январе 1943 года «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» (с 1956 «Автозаводская»), и в январе 1944 «Курская» — «Измайловский парк».
На семи станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
* * * * *
После войны началось строительство знаменитой Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии от «Площади Революции» до «Киевской». Строительство Кольцевой линии, обеспечивавшей доступ к семи из девяти железнодорожных вокзалов столицы, было завершено в 1954 году.
С 12 декабря 1951 года в поездах метро стали объявлять станции. Сначала станции объявлялись машинистом. С 29 декабря 1953 года на Кольцевой линии поезда были оборудованы системой громкоговорящего оповещения, а с 1972 года – уже все поезда на всех линиях. С 1984 года названия станций объявляются мужскими голосами при движении к центру Москвы, а на кольцевых линиях — по часовой стрелке; женскими — при движении в обратную сторону.
* * * * *
Пассажиропоток московского метрополитена является одним из самых высоких в мире. По количеству пассажиров, перевозимых в год, он уступает только Пекинскому, Токийскому, Шанхайскому, Сеульскому и метрополитену Гуанчжоу. В 2018 году среднесуточный пассажиропоток составил 6,7 млн. человек, а максимальный суточный пассажиропоток был 26 декабря 2014 года — 9,7 млн. пассажиров. Доля метро в перевозке пассажиров среди предприятий пассажирского транспорта Москвы составляет около 48%.
* * * * *
В Советском Союзе, за 55 лет(!), в московском метро произошёл всего один теракт с гибелью людей (взрыв в вагоне 8 января 1977 года на участке между станциями «Измайловская» и «Первомайская», 7 погибших, трое расстрелянных по приговору суда террористов), и одна крупная авария — 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная», где на неисправном эскалаторе погибло 8 человек.
За последние же 30 лет в московском метро произошло 6 только крупных терактов, в ходе которых погибло в общей сложности 108 человек.
15 июля 2014 года, в 8:39 утра, произошёл сход с рельсов состава, следовавшего по Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Славянский бульвар». Причиной этой крупнейшей за последние десятилетия катастрофы стала неисправность стрелочного механизма. Число пострадавших составило более 160 человек, 24 из которых погибли.
* * * * *
И ещё несколько интересных моментов из истории Московского метрополитена.
Первым фактом появления московского метро в художественном кинематографе стал фильм «Цирк» 1936 года режиссёра Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли.
На сегодняшний день в Московском метрополитене работают 14 линий и 268 станций.
Многие десятилетия, ещё со времён СССР, метро в Москве открыто для пассажиров с 5:30 утра до часу ночи.
Средний интервал между отправлениями поездов составляет 2,5 минуты, минимальный в часы пик — 90 секунд.
Стоимость одной поездки в СССР на протяжении десятилетий не менялась, и составляла 5 копеек, с января 2025 года она составляет 75 рублей.
В советское время в московском метро работали женщины-машинисты. Затем, 25 января 2000 года, правительством РФ был установлен запрет устройства женщин на эти должности. И до 2014 года здесь работала, вернее, дорабатывала до пенсии, последняя женщина-машинист — Наталья Владимировна Корниенко. Данный запрет был отменён с 1 января 2021 года, и сейчас в московском метро вновь работают женщины-машинисты, в количестве около 100 человек.
Ежегодно в метро, не от терактов и аварий, а от различных несчастных случаев, гибнет не менее ста человек. Например, в 2009 году в московском метро погибло 150 человек, и 1 568 было травмировано. В 2023 году падения пассажиров на пути происходили по несколько раз в неделю, иногда — дважды в день.
Охраной порядка занимается управление внутренних дел на Московском метрополитене, а также ведомственные подразделения транспортной безопасности. Только в полиции московского метро работает более 5 тысяч человек.
По некоторым данным, в последние десятилетия в московском метро постоянно обитает несколько сотен бездомных собак. Некоторые из них целенаправленно используют метро в качестве транспорта.
* * * * *
Первоначально Московский метрополитен носил имя Л.М. Кагановича, а с 29 ноября 1955 года и до настоящего времени (вот уже почти 70 лет!) он носит имя В.И. Ленина, несмотря на попытки современных антисоветчиков убрать имя вождя мирового пролетариата.
В советское время Московский метрополитен был удостоен ордена Ленина (1947) — «за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники» и ордена Трудового Красного Знамени (1985) — «за успешное выполнение планов перевозки пассажиров».
* * * * *
Всего же в СССР метрополитен работал в 14 городах: Москва (с 1935 года), Ленинград (1955), Киев (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харьков (1975), Ташкент (1977), Ереван (1981), Волгоград и Минск (1984), Горький (1985), Новосибирск (1986), Куйбышев (1987) и Свердловск (1991).
После распада СССР метрополитен был открыт всего лишь в трёх бывших советских городах: Днепропетровск (1995, Украина), Казань (2005, Россия) и Алма-Ата (2011, Казахстан).
Сейчас в России имеют метро Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань, то есть за 34 последних года в РФ была открыта только одна «подземка».
М. Сметанин