ДОЖИЛ ДО ПЕНСИИ – ЗАПЛАТИ ШТРАФ

Это шутка, конечно. Пока, во всяком случае.

Ну, а если серьёзно, то на этих днях свой первый 5-летний печальный юбилей отмечает так называемая «пенсионная реформа», обнародованная в июне 2018 года.

14 июня, в день открытия футбольного «мундиаля», премьер-министр «денег нет, но вы держитесь» Д. Медведев озвучил законопроект о повышении пенсионного возраста.

* * * * *

Напомним, что в дореволюционной «России, которую мы потеряли» всеобщего государственного пенсионного обеспечения по возрасту не было. Пенсию получали лишь военные, чиновники, работники госучреждений и рабочие казённых предприятий. В целом система пенсионного обеспечения охватывала не более четверти пожилого населения Российской империи.

После Октябрьской революции 1917 года, в течение первых лет советской власти, в стране постепенно складывалась новая пенсионная система, вводились разнообразные социальные выплаты различным категориям населения, и, наконец, в 1929 году пенсионное обеспечение было введено для работников всех государственных предприятий и учреждений.

При этом тогда же был установлен единый возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин, и 55 – для женщин. Также был установлен единый минимальный трудовой стаж для назначения пенсий – 25 лет.

Затем в 1956 году был принят закон «О государственных пенсиях», в котором были прописаны гарантии и основания для назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсионных выплат.

В 1964 году был принят закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов», после чего государственное пенсионное обеспечение распространилось и на колхозников.

После этого в стране установилась единая государственная пенсионная система, которая была окончательно оформлена постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 26 сентября 1967 г. № 888.

Также необходимо помнить, что в СССР, кроме пенсий по возрасту, существовали также пенсии по выслуге лет, инвалидности, потере кормильца, и досрочно — по многочисленным льготным основаниям.

* * * * *

Наступление на советскую пенсионную систему, являвшуюся, без преувеличения, одним из основных социальных достижений советской власти, началось ещё на закате Союза, когда при Горбачёве, например, финансирование пенсий было выведено из госбюджета во вновь образованный «независимый» Пенсионный фонд, изменился порядок начисления пенсий, начала обесцениваться их реальная покупательная способность и т.п.

Однако главный удар по пенсионерам был нанесён именно в 2018 году – медведевским объявлением о предстоящем повышении пенсионного возраста, с последующей путинской корректировкой: для мужчин 65 лет, для женщин – 60.

Если отбросить убаюкивающую правительственную риторику, сопровождавшую этот людоедский законопроект в футбольной «обёртке», то фактически речь идёт о поэтапной частичной отмене пенсионного обеспечения для миллионов граждан России, в том числе среднего и молодого возраста.

* * * * *

Сразу же «пенсионная реформа» стала самой обсуждаемой темой не только в нашем угасающем регионе, но и во всей матушке-России. Говорили об этом все и везде: на автобусных остановках, в очередях в «оптимизированных» поликлиниках, во дворах многоквартирных домов, в рабочих курилках и прочих общественных местах. И никакой «мундиаль» с его липовыми победами кривоногих российских футболистов затмить это общенациональное потрясение не смог.

В 2019 году, когда «реформа» стала уже не только декларацией, но и реальностью, протестное настроение россиян ещё больше возросло, но затем постепенно эта тема стала отходить на второй-третий план, оттеснённая сначала «ковидом», а затем событиями вокруг Украины.

Чего не скажешь о других странах, например, о Казахстане, где в ходе широких народных волнений начала января 2022 года выдвигалось, в том числе, и требование отмены такой же местной «пенсионной реформы», и особенно о Франции, где многотысячные протесты против повышения пенсионного возраста не утихают до сих пор.

В России же ограбление будущих пенсионеров прошло в целом гораздо тише и внешне спокойнее. 

* * * * *

Разберём кратко несколько аспектов «так называемого вранья» властей относительно повышения пенсионного возраста.

Во-первых, «пенсионная реформа» нарушила и продолжает нарушать даже те законы, которые принимала в своё время та же самая власть, и, в первую очередь, Основной закон страны — Конституцию РФ. Даже основательно отредактированную в 2020 году. Нестыковок здесь немало, но главная из них – это часть 2 статьи 55 Конституции, которая говорит о том, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». «Пенсионная» же «реформа», безусловно, «отменяет» и «умаляет» права миллионов граждан России на полноценное (то есть предусмотренное принятым ранее законом) пенсионное обеспечение, что выражается в ограничении их прав выходить на пенсию — мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55.

Во-вторых, одной из мантр при проталкивании в обществе и госдуме повышения пенсионного возраста было то, что «стране не хватает рабочих рук». Однако уже в августе 2019 года правительством Медведева была озвучена мысль о сокращении, в перспективе, продолжительности рабочей недели до четырёх дней. Эта идея вызвала недоумение в контексте пенсионной реформы, поскольку введение «четырёхдневки» явно должно усугубить ситуацию на рынке труда.

В-третьих, в качестве главной причины повышения пенсионного возраста назывался демографический кризис в РФ, в том числе увеличение доли пожилых людей, из-за чего, якобы, становится не только некому работать, но и нечем платить пенсии. Однако это тоже не соответствует действительности, так как, с учётом сокращения рождаемости, отношение работающие/иждивенцы почти не изменилось, а значительная часть мужчин просто не доживает до «убегающей» от них пенсии.

И, наконец, в-четвёртых, принимая свои антипенсионные решения, власть на публику делала акцент не на повышении возраста выхода на пенсию, а на её рост в рублях. Звучало даже такое, что пенсии с 2019 года будут, якобы, расти аж на тысячу рублей в месяц! Потом пояснили, что не в месяц, а в год. Да, по данным статистики, средний размер пенсии, например, в Ивановской области увеличился с 12 686 рублей в 2018 году, до 17 716 рублей в 2022-м. Но «озолотилось» ли от этого большинство наших пенсионеров? Нет, инфляция сожрала всё это обещанное «реформаторами» липовое благосостояние.

* * * * *

Таким образом, можно сделать закономерный вывод, что повышение пенсионного возраста привело к росту реальной (а не «бумажной» в ЦЗН) безработицы в целом и, в частности, среди молодёжи, снижению реального размера доходов и катастрофическому падению уровня жизни большинства населения страны. Без преувеличения – к его массовой нищете.

А также к его вымиранию в мирное время галопирующими темпами, невиданными, пожалуй, со времён средневековья.

Тем более, в нашей, и без того уже нищей и вымирающей Ивановской области.

А такое развитие событий, как учит история, рано или поздно, но неизбежно приводит и к социальным потрясениям со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только, видимо, учит она (история) далеко не всех…

* * * * *

И вот ещё что интересно. Сейчас многие говорят, что «пенсионная реформа провалилась».

А провалилась ли? Если посмотреть на это с классовой точки зрения, то «провалилась» она (то есть оказалась невыгодна) только для трудящихся, то есть для большинства населения.

Хотя на самом деле, ни о каком провале речи не идет. У пенсионной реформы, была одна главная цель, поставленная её авторами — сокращение числа пенсионеров для поддержания на должном уровне доходов правящего класса.

И эта цель вполне себе выполняется. А все остальное просто для красного словца.

М. Сметанин