О ПАТРИОТИЗМЕ И «ПАТРИОТИЗМЕ»

Нынче в ходу у нас слово «патриотизм».

Причём распространяется оно повсюду по нарастающей, как цунами. Из телевизора, интернета, радио, на всех официальных мероприятиях, собраниях и вообще из каждого утюга.

Теперь у нас есть просто патриоты, «предприниматели-патриоты», «депутаты-патриоты», «пенсионеры-патриоты», «школьники-патриоты» и даже какая-то «патриотически настроенная общественность». Все призывают «сплотиться», «поддержать» и «выступить единым фронтом» за всё хорошее и против всего плохого. И, конечно же, заняться «патриотическим воспитанием подрастающего поколения». Толкуют про «российскую цивилизацию», «русский мир», «великую тысячелетнюю историю», про любовь к белоствольным берёзкам, лаптям, валенкам и квасу. Проводят «патриотические автопробеги», «патриотические заплывы» через Волгу, организуют презентации книг «поэтов-патриотов» и соревнуются – в каком городе пронесут по улице самый большой триколор.

Последним писком этой политической моды стало проведение с 1 сентября текущего года во всех школах страны еженедельных «патриотических линеек» с флагом и гимном. Правда, с наступлением зимы у устроителей данных мероприятий хватило ума перенести линейки в школьные стены, дабы не морозить детей и учителей.

* * * * *

И, что характерно, такой «патриотизм» у нас распространяется почти исключительно сверху вниз, а не наоборот.

Кто активнее всего внедряет в трудящиеся массы «любовь к родине», не уставая призывать «начни с себя», «вставай с дивана» и «расчисти снег у подъезда»? Чиновники со скошенными от постоянного вранья глазами, меценатствующие депутаты от партии повышения пенсионного возраста с заграничными счетами и погашенными судимостями, и сытые многодетные служители церкви.

А простой народ как-то не очень всё это воспринимает, так как занят вахтами и подработками, и размышляет, в основном, не о высоких материях, а о том, чем накормить семью до очередной зарплаты.

А если даже и задумается этот простой трудяга о «патриотизме» из телевизора, то тут же заметит, что здесь какая-то игра в одни ворота получается.

Тот, кто сидит в госдуме с официальной минимальной зарплатой в 450 тысяч рублей в месяц, с многомиллиардным бизнесом в России и виллами с яхтами за границей, с детьми и семьями, живущими на «загнивающем Западе», тот – «патриот».

А кто, работая «две через две» в родном городке или вахтами в Москве, получая по 40-50 тысяч (в лучшем случае) или, сидя дома, пенсию в 15 тыщ, платит налоги, ЖКХ, кредиты и ипотеку, но при этом почему-то(?) недоволен жизнью – тот «раскачивает общую лодку», «распространяет чернуху» и вообще надо бы его «привлечь к ответственности». За «непатриотизм», видимо.

И ещё получается, что вот эта самая «родина» (что сидит в госдумах и на нефтегазовых трубах) очень обижается, когда трудовой народ не хочет её поддержать. Например, не ходит на выборы. Но когда в поддержке и помощи нуждается сам народ, «родина» ему отвечает, что «государство вам ничего не должно», что оно «не просило вас рожать», «вы в бюджет что-то вложили, чтобы из него брать?», и что «макарошки всегда стоят одинаково».

Надо признать, что часть обычных граждан, тоже живущих небогато, поддаются на пропаганду подобного «патриотизма», обвешивают флагами аватарки в «Одноклассниках», кричат «можем повторить!», клеят на авто буквы из иностранного алфавита и вступают в жаркие споры с оппонентами в соцсетях, с пеной у рта доказывая, что «жизнь налаживается» и что «нельзя везде видеть только плохое».

* * * * *

Так что же, нет никакого настоящего патриотизма, без кавычек?

Почему же – есть. Патриотизм – это любовь к своей Родине. Только это чувство не может быть в нынешних условиях одним на всех, по той простой причине, что наше сегодняшнее общество – не монолитно, а состоит из разных групп людей, у каждой из которых свои жизненные интересы, и своё понятие о патриотизме.

Группы эти называются классы, и их, в основном, три.

Первая из них – те самые, которые в госдуме, в банках, на биржах и на трубах с энергоносителями – у них никакого патриотизма нет вообще, потому как, по выражению героя фильма «Брат», их «родина там, где задница в тепле». Как говорили когда-то, лет сто тому назад про одного известного российского «патриота»: «мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский». И с тех пор ничего не изменилось, абсолютно ничего.

Другое дело, что эти господа сознательно, на словах ловко используют слово «патриотизм», который можно сформулировать примерно так: «Мы с тобой в одной лодке, только ты на вёслах, а я у руля. И так будет всегда».

Вторая группа – это те, кто «на вёслах», те самые трудяги, в жизни которых есть только работа, маленькая зарплата, кредиты и постоянные проблемы. У них (то есть у нас с вами), при том устройстве общества, в котором мы пока все живём, патриотизма как «любви к стране» тоже… нет. Есть только свой, классовый патриотизм – к таким же, как они сами, живущим своим трудом.

Почему? Да потому что Родина – действительно наш общий дом, но дом свой любят не за то, что он есть, а за то, какие порядки в нём установлены – справедливые или несправедливые. Если когда-то в твоём (и общем на всех, таких же, как ты) доме один хитрец обманным путём захватил все жилые помещения, а тебя и других простаков расселил в курятнике, на сеновале и в собачьей будке, заставив работать на себя, то вряд ли такую «родину» можно искренне любить.

И, наконец, третья группа людей, которые занимают промежуточное положение между первыми и вторыми – это те, кто работают сами на себя, или, как сейчас говорят, «самозанятые».

Вот и у них тоже есть свой собственный «патриотизм» — на словах. «Я узнал, что у меня есть огромная семья — и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок». А на деле – свой дом, свой огород, свой бизнес, своя семья. Ключевое слово здесь – СВОЙ. На всё, что творится за его забором, такому «патриоту» глубоко фиолетово, на самом деле.

Короче говоря, какое общество, такой в нём и «патриотизм». То есть – никакой.

* * * * *

Но были и другие времена, совсем в другой стране, которая называлась Советский Союз.

Для того чтобы понять, что такое настоящий советский патриотизм, и чем он отличается от нынешнего «патриотизма», прочтите, не поленитесь, приведённый ниже текст. Это отрывок из выступления Татьяны Одинцовой (на фото – слева), ткачихи комбината «Большевик» города Родники Ивановской Промышленной области, на Всесоюзном совещании стахановцев в ноябре 1935 года:

«Семья, в которой я родилась и выросла, — потомственная семья ткачей. Мои родители по десять-двенадцать часов в сутки за какие-то жалкие гроши работали на той же самой фабрике, на какой работаю и я. Но тогда фабрика принадлежала капиталисту Красильщикову, а у власти в стране стояла буржуазия.

…Теперь фабрика, на которой я работаю, принадлежит нам с вами, принадлежит нашему социалистическому государству. Теперь на этой же фабрике я работаю семь часов в сутки, а не десять-двенадцать, как родители. И за свой труд я получаю несравненно больше… Люди работают у нас не на эксплуататоров, не для обогащения тунеядцев, а на себя, на свой класс, на свое, советское общество, где у власти стоят лучшие люди рабочего класса…

Представьте себе, что бы получилось, если бы в старое время так вот отличились работой, как теперь отличаются стахановцы, например, мои старики. Что бы их ожидало? В лучшем случае фабрикант дал бы по рублевке «на чай». Но зато товарищи по цеху, рабочие за такое старание перед фабрикантом стали бы ненавидеть «выскочек». Почему? Да только потому, что их высокая выработка только увеличила бы барыши фабриканта, а рабочим стало бы ещё тяжелей. За те же гроши фабрикант заставил бы их работать ещё больше, выбросил бы за ворота часть ставших ему ненужными рабочих, обрекая их тем самым на все ужасы безработицы.

А у нас, в Советском Союзе, другое дело. У нас люди, которые хорошо работают, в самом большом почете!».

* * * * *

Вот такая она разница – между патриотизмом и «патриотизмом».

М. Сметанин