«НОВЫЙ ГОД К НАМ МЧИТСЯ…»

Несколько десятилетий подряд в Советском Союзе непременным атрибутом новогоднего праздника, наряду с ёлкой, боем кремлёвских курантов, «Советским шампанским», абхазскими мандаринами и салатом оливье, был такой сказочный персонаж как Дед Мороз со своей неизменной спутницей – внучкой Снегурочкой.

И те из нас, кому сейчас за сорок, хорошо помнят по детским утренникам, новогодним открыткам и фильмам как выглядел этот самый дедушка. В длинной, красной или синей шубе, в шапке и валенках, с огромной белоснежной бородой и мешком подарков за плечами. Грозный, но, в то же время, добрый и справедливый…

Но вот наступили «лихие 90-е», и нашего родного Дедушку Мороза как будто подменили. Вместо шапки появился дурацкий красный колпак с помпоном, вместо шубы куртка, вместо валенок – сапоги и т.д. Куда-то исчезла Снегурочка, а главное – изменился образ новогоднего дарителя. На смену строгому, с величественной осанкой, густым басом и неторопливыми движениями лесному волшебнику пришёл вертлявый хихикающий старикашка в очках и колпаке, лазающий по печным трубам – Санта-Клаус.

Очень постаралась в этой подмене разного рода реклама – от телевизионных роликов типа «Праздник к нам приходит» до разнообразных открыток, упаковок, этикеток и т.д. Сейчас в каждом захудалом российском магазине накануне Нового года можно встретить сантаклаусовские колпаки, игрушечные оленьи упряжки, специальные носки для прятанья подарков и тому подобные штучки, которые, для обычных советских детей, например, 70-х годов прошлого века, были совершенно неведомы.

Так откуда же появились эти два, фактически противостоящих сегодня друг другу сказочных персонажа – Дед Мороз и Санта-Клаус?

* * * * *

Дед Мороз – это восточнославянский (русский) сказочный персонаж на празднике Нового года, имеющий языческие, дохристианские корни. Первоначально это – лесной дух природной стихии суровой зимы, мороза, метели, льда и снега. Снежная морозная зима в представлении наших предков связывалась с будущим хорошим урожаем.

На протяжении столетий Дед Мороз и зимний праздник Рождества Христова, отмечавшийся тогда 25 декабря, существовали в России отдельно друг от друга. До 1700 года по-другому и быть не могло, пока Пётр I не повелел перенести празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Да и позже попытки связать народного языческого персонажа Мороза с религией (Рождество, Николай Угодник и т.п.) были в целом неудачными.

Настоящим же символом и непременным участником новогоднего праздника Дед Мороз стал только в Советском Союзе, с декабря 1936 года, когда Новый год стал широко отмечаться по всей стране.

В это же время окончательно сложился и современный образ Деда Мороза как доброго сказочного волшебника с подарками, в сопровождении внучки Снегурочки, а часто и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке с цифрами наступающего года.

Огромную роль в формировании образа нового «советского» Деда Мороза сыграли тогдашние фильмы, открытки и различные массовые, в основном, детские мероприятия. Все наверняка помнят такие советские кино- и мульт-шедевры на эту тему как «Морозко», «Снегурочка», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Чародеи», «Дед Мороз и лето», новогодний выпуск «Ну, погоди!» и многое-многое другое.

* * * * *

Теперь — Санта-Клаус (Santa Claus).

Это — сказочный персонаж в Европе, США и Канаде, который дарит подарки детям на Рождество Христово, отмечающееся в этих странах, кстати, за целую неделю до Нового года – 25 декабря.

Корни Санта-Клауса растут из христианской религии, его прообразом является святой Николай Чудотворец. Современный же облик этого дарителя рождественских (не новогодних!) подарков сложился, так же как и советского Деда Мороза, только в 30-е годы прошлого века, и, в основном, благодаря… коммерческой рекламе.

В 1931 году американская компания «Кока-кола», собиравшая, понятное дело, наибольшую прибыль в летнюю жару, запустила специальную рекламную кампанию с целью увеличения продаж прохладительных напитков и в зимнее время. Именно так появился этот весёлый старичок, больше похожий уже не на христианского святого, а на торговца лимонадом. Этим же, кстати, объясняется и окончательно утвердившееся тогда же красно-белое «цветовое решение» в костюме Санта-Клауса, как на этикетках «Кока-Колы».

* * * * *

Теперь – памятка о главных внешних отличиях нашего Деда Мороза от «ихнего» Санта-Клауса.

Дед Мороз одет в длиннополую шубу разных цветов (красную, белую, синюю, золотистую), подпоясанную кушаком. Санта-Клаус – в красные с белой опушкой штаны и такую же куртку, подпоясанную чёрным ремнём.

На голове у Деда Мороза круглая «боярская» шапка, у Санта-Клауса – красный колпак с белым помпоном.

Дед Мороз обут в валенки, на руках – рукавицы, Санта-Клаус – в сапогах, на руках — перчатки.

Дед Мороз имеет густую, длинную, окладистую бороду, Санта-Клаус – подстриженную и часто кудрявую.

Дед Мороз ездит на тройке лошадей, Санта-Клаус – на упряжке северных оленей.

Санта-Клаус имеет при себе очки (пенсне), колокольчик и нередко трубку. У Деда Мороза ничего такого не наблюдается.

Наконец, Дед Мороз появляется на людях с внучкой Снегурочкой, что подразумевает наличие и жены. Санта-Клаус же всегда ходит по своим рождественским делам в одиночку.

* * * * *

Сейчас говорят, что Дед Мороз – это наш, исконно русский персонаж. Однако если проанализировать историю складывания этого сказочного символа до его современного состояния, то легко убедиться, что нынешний Дед Мороз – это не столько русский, сколько, в первую очередь, советский символ.

А вот Санта-Клаус – символ западного, спекулянтского, да ещё с примесью религии, капитализма.

И нынешнее засилье «клаусов», «джингл беллсов», «рождественских распродаж», телевизионных рекламных сюжетов с лазаньем по печным трубам и «звёзд» шоу-бизнеса поголовно в красных колпаках началось именно с разрушения СССР.

Так что будьте внимательны, и смотрите, ЧТО и КОГО именно под Новый год втюхивают вам и, особенно вашим детям, в магазинах, на праздничных мероприятиях и с экранов телевизоров.

М. Сметанин

 

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU